Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
224 [ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ
И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ] [Выступление 27 года] В IV Евангелии за точку отсчета берется 28 г., когда Иоанн был за¬
ключен в темницу, а воскресение Христа дано за год до этого в 27 г. [От¬
куда это видно?] Фарисеи говорят [Иисусу: «сей храм строился сорок
шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?] А Он говорил о храме тела
Своего».944 [Храм был перестроен Иродом Великим в 19 г. до н.э., и
можно сосчитать, о каком времени идет речь: если от] 46 лет отнять 19 г.
до н. э., получится 27 г. н. э. Этот результат следует из всех канонических
Евангелий. Это год, когда Симон, сын Ионии, то есть «сын знамения
воскресения»,945 был поставлен «Кифой» [т. е. руководителем, главой]
Галилейской общины.946 Это тот самый год, к которому, по раввинисти-
ческой хронологии, относится история с распахнутыми дверями,947 знак 944 [«Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть
так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воз¬
двигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в
три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Иоан.2.18-21).] 945 [См. «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся
ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и
три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»
(Мф. 12.39^10; ср. Мф.16.4; Лука 11.29-30). Назвать Петра «сыном Иониным»
все равно, что назвать его «сыном знамения воскресения Христа». Члены Со¬
вета общины входили в yahad, и трудно предположить, что нам могут быть из¬
вестны о них какие бы то ни было сведения личного характера, включая име¬
на, данные им при рождении, или имена их родителей ] 946 [Иоан.1.42; Мф.16.17-19. См. прим. 1082 настр. 250-251.] 947 См. ИштванХаан [«Одна часть приводимого Иосифом в ‘Иудейской войне’
(6.5.3) пророчества получает подтверждение в раввинистической литературе.
‘За 40 лет до разрушения храма... запертые вечером двери храма оказались рас¬
пахнутыми настежь, когда утром пришли туда’... В том же году рабби Садок
начинает свой сорокалетний пост для того, чтобы предотвратить угрожаю-