Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
84 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. даться неодолимыми, и козни лукаваго демона сдѣлать безу¬
спѣшными, и получить царство небесное, благодатію и человѣко¬
любіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, со
Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ и присно и во
вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСЪДА XI. О томъ, что нужно прилагать великое отараиіе о добродѣтели
и подражать святымъ, которые, будучи одного съ нами естеетва,
съ усердіемъ творили ее, и что, если станемъ иерадѣть, то но
будемъ имѣть никакого извиненія. 1. Знаю, что въ предшествовавшіе дни я занималъ вашъ
умъ глубокими размышленіями; поэтому сегодня хочу предложить
вамъ болѣе легкое поученіе. Какъ тѣло, изнуренное постомъ,
нуждается въ нѣкоторомъ отдыхѣ, чтобы могло потомъ съ живою
ревностію опять выступить на подвиги поста, такъ и душа тре¬
буетъ отдохновенія и успокоенія. Не всегда нужно напрягать ее,
не всегда и послаблять ей; но иногда дѣлать одно, а иногда дру¬
гое, и такимъ образомъ управлять я состояніемъ души, и вож¬
делѣніями плоти. Всегдашній напряженный трудъ производить
изнуреніе и изнеможеніе, а постоянное послабленіе ведетъ къ
безпечности. Это бываетъ, какъ всякому извѣстно, и съ душею
и съ тѣломъ. Поэтому мѣра во всемъ—прекрасное дѣло. Этому-то
научаетъ насъ Богъ всяческихъ и самыми твореніями, которыя Онъ
создалъ для нашего существованія. Чтобы въ этомъ увѣриться
вамъ, возьмемъ въ разсмотрѣніе день и ночь, то есть свѣтъ и
мракъ. Назначивъ человѣку день для дѣланія, а мракъ ночи
для успокоенія и отдохновенія отъ трудовъ, (Богъ) обоимъ имъ
положилъ мѣру и предѣлы, чтобы всѣ мы могли получать отъ
нихъ пользу. А что свѣтъ дневной есть время дѣланія, послушай
Давида, который говоритъ: ивидетъ человѣкъ на дѣло свое, и на
дѣланіе свое до вечера (Псал. сш, 28). И хорошо сказалъ: до вечера,
потому что съ наступленіемъ вечера свѣтъ удаляется, а прихо¬
дитъ темнота и усыпляетъ человѣческую природу, успокоиваетъ
утрудившееся тѣло, утишаетъ всѣ чувства и, какъ добрая кор¬
милица, своей заботливостію всѣмъ членамъ даетъ свободу отъ
трудовъ и изнурительныхъ занятій. Когда же мѣра ночи испол¬
нится, появляется свѣтъ, и, пробудивъ человѣка, дѣлаетъ его
способнымъ свѣжими чувствами воспринимать солнечные лучи,