Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ТВ0РІН1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. 8-14 рнтъ о зрѣлищахъ, иди о конскомъ бѣгѣ, иди о дѣдахъ, вовсе
до тебя не касающихся, ты, отвлекши его отъ того предмета,
предложи ему такую исторію, чтобы мы, сохранивъ въ чистотѣ
душу, свободно насладившись удовольствіемъ, пріобрѣтши кро¬
тость и снисходительность ко всѣмъ оскорбившимъ насъ, отошли
туда, не имѣя ни одного врага, и достигли вѣчныхъ благъ, по
благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, Ко¬
торому слава во вѣки. Аминь. БЕСЪДА П. О томъ, что не только подвиваться въ добродѣтели, но
хвалить оѳ—великое благо; также о томъ, что Давидъ
одержалъ большую побѣду, пощадивъ Саула, нежели
тогда, когда низложилъ Голіаѳа; и что, сдѣлавъ это,
онъ больше принесъ пользы себѣ, нежели Саулу; на¬
конецъ, объ оправданіи его передъ Сауломъ. і. Вы недавно похвалили Давида за терпѣніе, а я вамъ поди¬
вился за благорасположеніе и любовь въ Давиду. Не только при¬
лежаніе и соревнованіе въ добродѣтели, но и похвала и удивленіе
подвизающимся въ ней приносятъ намъ немалую награду,—какъ
не только самый грѣхъ, но и одобреніе живущихъ въ немъ, под¬
вергаетъ насъ немалому наказанію, и, какъ это ни удивительно,
(наказанію) гораздо тягчайшему, чѣмъ то, какое навлекаютъ на
себя сами живущіе въ грѣхѣ. И что это правда, показываетъ
Павелъ въ слѣдующихъ словахъ, въ которыхъ онъ, исчисливъ
всѣ виды грѣха и обвинивъ всѣхъ, попирающихъ законы Божіи,
сказалъ въ дополненіе и о тѣхъ самыхъ, которые оправданіе Бо¬
жіе разумѣете, яко таковая творящій достойны смерти суть, не
точію сами творятъ, но и соизволяютъ творящимъ. Сего ради без¬
отвѣтенъ еси—о, чвловѣче (Рим. і, 82; π, 1). Видишь, что апо¬
столъ сказалъ такъ для того, чтобы показать, что одобреніе дѣ¬
лающихъ худое преступнѣе самого дѣланія зла. Слѣдовательно,
одобреніе согрѣшающихъ заслуживаетъ гораздо большаго нака¬
занія, чѣмъ самое совершеніе грѣха. И совершенно справедливо,—
потому что такое одобреніе обнаруживаетъ душу развращенную
и страждущую неисцѣльною болѣзнью. Кто, сдѣлавъ грѣхъ, осуж¬
даетъ его, тотъ со временемъ когда-нибудь можетъ исправиться;
но кто хвалитъ грѣхъ, тотъ самъ лишаетъ себя врачества покая¬
нія. Стало быть, апостолъ справедливо призналъ одобреніе грѣха