Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
518 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. стегнуть, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса
Христа, съ Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, держава,
честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА XLVII. И .бысть по глаголѣхъ сихъ, Богъ исвушашѳ Авраама (Быт. ххіі, 1). 1. Много полезнаго для насъ заключается въ сегодняшнемъ
чтеніи изъ Писанія и неизреченное сокровище сокрыто въ этихъ
краткихъ словахъ. Таковы божественныя изреченія: не во множе-
стаѣ словъ, но въ краткихъ выраженіяхъ содержать великое бо¬
гатство. Итакъ, изслѣдуемъ указанныя слова Писанія и тщательно
изучимъ смыслъ нынѣшняго чтенія. Здѣсь мы увидимъ новые
примѣры и великой добродѣтели праотца и дивнаго человѣколю¬
бія Божія. И бысть, говоритъ .Писаніе, по глаголяхъ сихъ, Богъ
искуиипие Авраама. Что означаютъ эти слова: и бысть по глаго¬
лѣхъ сихъ, Богъ искуишш Авраама? Посмотри, какъ божественное
Писаніе уже въ этихъ самыхъ словахъ хочетъ открыть намъ
добродѣтель праведника. Намѣреваясь повѣдать намъ объ иску¬
шеніи, наведенномъ отъ Бога на Авраама, Писаніе предвари¬
тельно хочетъ указать намъ самое время, въ которое праотцу
дано было повелѣніе принести (въ жертву) Исаака, чтобы ты
(полнѣе) звад^ великое послушаніе праотца, й то, какъ онъ
ничего не позволялъ себѣ почитать выше угожденія Богу.
Что же значитъ: бысть по глаголѣхъ сихъ? Послѣ рожденія Исаака,
Сарра, видя близкое обращеніе Измаила съ Исаакомъ, какъ мы
вчера объ этомъ бесѣдовали съ вами, вознегодовала на это и
сказала Аврааму: шжени рабу и сына ея: не наслѣдитъ бо сынъ
рабы съ сыномъ моимъ, а праотцу показалось это жестоко. Тогда
Богъ, желая утѣшить праведника, сказалъ ему: послушай Сарру,
жену твою, и сдѣлай такъ, какъ она говоритъ тебѣ, и да не
будетъ жестоко предъ тобою о отрогу» и о рабыни: яко во Иса-
ацѣ наречется тебѣ сѣмя, но и Измаила въ языкъ великъ сотворю:
яко сѣмя твое есть (Быт. ххі, 10—31). Все данное ему отъ Бога
обѣтованіе и благовѣстіе состояло въ томъ, что потомки Исаака
размножатся въ великій народъ. Питаемый этими надеждами,
праведникъ приближался къ концу своего поприща, какъ бы уже
подучивъ возмездіе за столь великія и непрерывныя скорби и
искушенія, уже достигнувъ наконецъ спокойствія; онъ видѣлъ
предъ глазами своими преемника, который долженъ былъ наслѣ-