Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВВОДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ L1Y. 575 номъ мирѣ, говорить: всякъ гнѣвъ, то есть всякое огорченіе, отъ
какой бы причины оно ни происходило, и всякая я/ростъ, и всякій
к**т да возмется отъ васъ. Потомъ, желая изсушить самый ко¬
рень зла и сдѣлать его безплоднымъ, говорить: со всякою злобою.
Кто живетъ въ такомъ расположеніи духа, тотъ всегда находится
въ пристани, свободный отъ земныхъ волненій, не боится ни бури,
ин кораблекрушенія, но, какъ бы плавая во время тишины или
оставаясь въ безопасной пристани, проводить настоящую жизнь
внѣ всякаго волненія, и, мало того, онъ еще приготовляетъ себѣ
наслажденіе безконечными и неизреченными благами, которыхъ
да возможемъ достигнуть и всѣ мы, благодатію и человѣколю¬
біемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, со Свя¬
тымъ Духомъ, слава, дерясава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки
вѣковъ. Аминь. БЕСЪДА LIV. Призвавъ же Ревекка сына своего юнѣйшаго, рочо
ему * *) (Быт. ххѵи, 42). X. Видѣли вы вчера и великое блаічшысліе мы. не-
нареченное человѣколюбіе Господа, и крайнюю безчувствь^иость
іудеевъ? Видѣли, какъ блаженный Матѳей своимъ скорымъ по¬
слушаніемъ (Господу) и столь важною перемѣною (жизни) на¬
учаетъ всѣхъ насъ, что послѣ вышней благодати наша водя слу¬
житъ причиной добродѣтели и порока, и что при собственномъ
усердіи мы можемъ сдѣлаться добродѣтельными, а при нерадѣніи
опять низвергаемся въ бездну грѣха *)? Тѣмъ-то и отличаемся
мы отъ безсловесныхъ, что человѣколюбивый Богъ почтилъ насъ
разумомъ, и въ природу нашу вложилъ познаніе добра и зла.
Итакъ, никто не долженъ оправдывать себя тѣмъ, что небрежетъ
о добродѣтели по невѣдѣнію, или потому, что не имѣетъ руко- ]) Καλίσασα δι 'Ptpixxa τον υιόν αυτής τον νεώτ»ρον, slzcv αύτφ, говоритъ
Здат., не съ буквальною точностью воспроизводя библ. текстъ, передаваемый
въ греч. сп. безъ особыхъ разностей: χαι πίμψασα схаХсосѵ Ίαχώβ τον υιόν αυτής
νβ«τιρσν хаі «Tictv αύτφ = и пославши призва Іакова сына своего юнѣйшаго ирече ему. *) Бесѣды о мытарѣ, безпрекословно послѣдовавшемъ Господу (Матѳеѣ),
о которой упоминаетъ здѣсь св. Златоустъ, не видно въ числѣ бесѣдъ па
кнкіу Бытія. Если нельзя здѣсь разумѣть одну ивъ бесѣдъ его на Ев. Матоея
(гл. 9), то нздобно полагать, что особая бесѣда о мытарѣ Матоѳѣ не сохрани¬
лась до нашего времени.