Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВВОДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ X. 73 отъ всякаго зла и сотворимъ всякую добродѣтель. Такъ научаетъ
и блаженный пророкъ Давидъ, говоря: уклонися отъ зла и сотвори
благо (Пс. хххѵі, 27). Если такъ устроимъ мы себя и съ воздер-
ж&ніѳмъ отъ пищи соединимъ и воздержаніе отъ зла, то полу¬
чимъ большее дерзновеніе и сподобимся обильнѣйшихъ милостей
отъ Бога, какъ въ настоящей жизни, такъ и въ тотъ страшный
день, молитвами и прѳдстательствомъ благоугодившихъ Ему, бла¬
годатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ
Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ
н присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА X. Увѣщаніе къ тѣмъ, которые стыдятся послѣ обѣда приходить
къ вечернему богослуженію, и продолженіе объясненія на слова: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію;
также изъясненіе словъ: и сотвори Богъ человѣка, по
образу Божію сотвори его: мужа и жену сотвори ихъ (Быт. і, 27). і. Меньше у насъ сегодня собраніе и не многочисленно
стеченіе пришедшихъ. Отчего же и почему это? Можетъ быть,
иные постыдились придти къ духовному этому пиршеству послѣ
чувственной трапезы, и это стало для нихъ причиною отсутствія.
Но пусть они послушаютъ нѣкоего мудреца, который говоритъ:
есть стыдъ наводяй грѣхъ, и есть стыдъ слава и благодать (Сир.
іѵ, 25). Не стыдно, принявъ тѣлесвую пищу, придти къ этому
духовному пиршеству. Духовныя дѣла не пріурочены, какъ дѣла
человѣческія, къ опредѣленнымъ временамъ; для бесѣды о ду¬
ховномъ всякое время дня удобно. И что я говорю о дневномъ
времени! Пусть наступить ночь, и она не послужитъ препят¬
ствіемъ для духовнаго поученія. Поэтому и Павелъ говорилъ,
пиша Тимоѳею: настой благовремепнѣ и безвременнѣ, обличи, за¬
прети, умоли (2 Тим. іѵ, 2). Послушай еще, что говоритъ бла¬
женный Лука: хотя изыти наутріе Довелъ изъ Троады, бесѣ-
дова съ ними и проетре слово до полунощи (Дѣян, хх, 7). Пре¬
пятствовало ли сколько-нибудь время, скажи мнѣ, или прервало
оно слово поученія? Внимательный слушатель, и послѣ обѣда,
можетъ (съ пользою) быть въ этомъ духовномъ собраніи, тогда
какъ нерадивый и безпечный, хотя бы оставался и безъ пиши,
не вынесетъ отсюда пикакой пользы. И это говорю я не съ тѣмъ,