Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВЗОАДМ НА КНИГУ ВЫПИ LIX. 635 БЕСЪДА. LIX. И пріидѳ Іаковъ въ Салинъ, градъ Сшшмскъ, и купи
часть села у Еммора, отца Сихѳмля, стома агнцы. Q
постави тамо жертвенникъ, и призва Бога Исраидѳва
(Быт. хххпт, 18—20). 1. Вчера видѣли вы и безмѣрное человѣколюбіе общаго
всѣхъ Господа, и любомудріе учениковъ, и неразуміе іудеевъ; ви¬
дѣли, съ какимъ незлобіемъ обуздалъ Онъ безстыдную дерзость
ихъ, оправдывая своихъ учениковъ, и показалъ, что сами они,
думая защитить законъ, не знаютъ и цѣли закона и, когда уже
возсіяла истина, хотятъ еще сидѣть въ тѣни; видѣли, какъ Онъ
съ самаго начала старался уничтожить законническія притя¬
занія >), вразумляя іудеевъ, что, по явленіи солнца правды, уже
не можетъ имѣть силы сіяніе свѣтильника, потому что блескъ
солнечнаго свѣта закрываетъ его и дѣлаетъ ненужнымъ * *). Вы
понимаете какъ можно всегда праздновать и быть свободнымъ
отъ наблюденія временъ. Для того и пришелъ Господь нашъ,
чтобы освободить насъ отъ необходимости (соблюдать) извѣстныя
времена *) и направить насъ къ высшимъ стремленіямъ, чтобы
мы имѣли отечество на небѣ, будучи людьми, подражали жизни
ангеловъ и презирали всѣ дѣла человѣческія. Но теперь, если 514
угодно, возвратимся въ продолженію преждепрочитаннаго изъ
словъ блаженнаго Моисея, и изъ этого предложимъ вамъ тра¬
пезу. Помните, что мы остановили бесѣду на томъ, какъ Іаковъ,
прибывъ изъ Месопотаміи и встрѣтившись съ своимъ братомъ,
потомъ отдѣлившись отъ него, когда Исавъ направился въ Сіиръ,
поставилъ кущи на томъ мѣстѣ, которое по этому случаю на¬
звалъ Кущами. Обращаясь затѣмъ къ дальнѣйшимъ событіямъ,
мы должны, по мѣрѣ силъ нашихъ, преподать вамъ духовное на* *) τάκ ηαρατηρήηκ ѵо|ммс άκλΰν; ряаукѣвтся неразумная ревность Іудеевъ
о соблюденія субботы, омовеній и т. п. *) Это указаніе св. Златоуста не относится къ предыдущей бесѣдѣ его
на книгу Бытія, имѣющей совсѣмъ иное содержаніе; потому надобно разумѣть
здѣсь особую бесѣду, отдѣльно имъ произнесенную. Предметомъ зтой бесѣды,
не дошедшей до настоящаго времени по замѣчанію издателей Патрологіи
Мння (Series gr. t. ЫѴ, р. 618), служило» какъ можно думать, объясненіе
евангельскаго повѣствованія объ апостолахъ, срывавшихъ колосья въ суббот¬
ній день и обвинявшихся фарисеями въ нарушенія вакона (Мѳ. ХП, Лук. VI). ·) tXtofeptaQ τής τών хшріѵ άνάγχης = (буквально) „освободить отъ необхо¬
димости временъ*1, подъ которыми разумѣются времена праздниковъ, установ¬
ленныя въ законѣ Моисея, каковы: суббота и другіе. 41*