Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
388 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. БЕСЪДА XXXVI. По глаголѣхъ же сихъ, бысть слово Господне во Авраму
въ видѣніи нощію х), глаголя: не бойся Аврамѳ; ааъ
защищаю тя, мвда твоя многа будетъ ѳѣло (выт. хѵ, 1). 1. Добродѣтель праведныхъ подобна сокровищницѣ, заклю¬
чающей въ себѣ многое и несказанное богатство. Какъ ивъ та¬
кой сокровищницы, хотя бы кто и малую часть вэллъ, можетъ
устроить для себя не малое благосостояніе, такъ и въ добродѣ¬
тели этого патріарха (Авраама) тоже всякій найдетъ. Въ самомъ
дѣлѣ вотъ, почти каждый день предлагая вамъ наставленіе изъ
жизни его, и притомъ сообщая вамъ это наслажденіе въ вели¬
комъ обиліи, мы доселѣ еще не могли пересказать даже и малой
части его добродѣтелей. Такъ обильны его доблести! И какъ изъ
источника, изливающаго обильные потоки, хотя и всѣ черпаютъ,
не только не уменьшаютъ вытекающихъ изъ него потоковъ, но
чѣмъ больше бываетъ черпающихъ, тѣмъ съ большею силою
устремляется теченіе водъ,—такъ тоже самое видимъ и въ этомъ
досточудномъ праотцѣ. Сколько, начавъ отъ его времени и
до настоящаго, почерпаютъ изъ источника его совершенствъ,—и
не только не истощили потоковъ, но совершенства его еще обиль¬
нѣе открываются. Какъ нѣкую влатую цѣпь, находимъ мы въ
божественномъ Писаніи рядъ сказаній о немъ, въ такомъ порядкѣ,
что сперва видимъ доказательства его собственной мудрости, а
потомъ немедленно эа ними слѣдующія воздаянія (ему) отъ Бога.
И чтобы вы убѣдились, что это именно такъ, необходимо повто-
ззз рить вамъ вкратцѣ уже сказанное прежде о немъ, и вы увидите
какъ преимущественную силу вѣры праведника, которую онъ по¬
казалъ относительно обѣтованій Божіихъ, такъ и щедрыя ему
воэдаянія отъ человѣколюбиваго Бога. Подлинно, одинъ этотъ
праведникъ достаточно научаетъ всѣхъ насъ съ ревностію быть
готовыми на подвиги добродѣтели, въ надеждѣ на воздаяніе свы¬
ше, и видя, какъ щедръ въ воздаяніяхъ нашъ Владыка, съ бла¬
годушіемъ переносить все, что въ настоящей жизни кажется
тяжко, питаясь надеждою воздаяній. Вникните же, прошу васъ,
какъ онъ (Авраамъ) въ самомъ началѣ приготовилъ себя, помо¬
щію только врожденнаго нашему естеству разума, не имѣя ни¬
какого посторонняго наставника, но еще будучи воспитанъ невѣр¬
ными родителями, приготовилъ, говорю, себя къ тому, что удо- 11) Злат.: ·ν όράαατι τής νυχτός согласно съ сп. Коисдіан. (X у Holmes),—
Дороѳея п ми. другими; въ Лукіап., какъ и въ евр. т., νυχτός = «нощію» на
чптаотся.