Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
БЕСѢДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ XXXVII. 399 позаботимся благоустроить свою жизнь, чтобы, проведши настоя¬
щій вѣкъ во всякой добродѣтели, удостоиться за здѣшніе под¬
виги наградъ въ будущемъ вѣкѣ, благодатію и человѣколюбіемъ
Господа нашего I. Христа, съ Которымъ Отцу, со Св. Духомъ,
слава, держава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА ХХХѴП. Рѳче жѳ Господь въ Авраму: авъ ѳсмь Богъ, иэведый
тя отъ страны халдейскія, яво дати тебѣ землю сію
наслѣдствовати ю ‘). Речѳ: Владыко Господи, по чѳсому
уразумѣю, яво наслѣдити ю имамъ (Быт. хѵ, 7—8)? 1. Велика сила божественнаго Писанія и велико богатство
мыслей, сокрытое въ словахъ его. Поэтому со тщаніемъ внимая
ему, мы должны много испытывать его, чтобы получить игъ него
обильную пользу. Вотъ почему и Христосъ заповѣдалъ: испы¬
тайте писаній (Іоан, ѵ, 89),—чтобы мы не занимались только
простымъ чтеніемъ его, по чтобы, изслѣдывая глубину Писанія,
могли постигнуть истинный его смыслъ. Таково свойство Писа¬
нія: въ немногихъ словахъ его часто можно найти великое мно¬
жество мыслей. Такъ какъ оно есть ученіе божественное, а не
человѣческое, то и можно видѣть, что все оно противоположно
мудрости человѣческой. Я объясню, какимъ это образомъ. Тамъ
(я говорю о мудрости человѣческой) все стараніе людей бываетъ
обращено на изложеніе словъ; здѣсь—совсѣмъ напротивъ: (свя¬
щенное Писаніе) не имѣетъ въ виду красоты словъ, или ихъ
(искуснаго) сочетанія; оно само въ себѣ имѣетъ божественную
благодать, которая сообщаетъ блескъ и красоту словамъ его. И
опять, тамъ (въ писаніяхъ человѣческихъ) среди пространнаго и
неизобразимаго пустословія едва можно встрѣтить какую-либо
мысль; а здѣсь (въ Св. Писаніи), какъ вы уже знаете, и краткаго 342
изреченія часто достаточно было для насъ, чтобы составить цѣ¬
лое поученіе. Вотъ и вчера, предложивши вамъ прочитанное, 1т
коснулись только начала, во такъ какъ нашли великое богатство
мыслей, то и не могли продолжить бесѣды дальше, чтобы оби¬
ліемъ (мыслей) не обременить вашей памяти, и чтобы сказанное
уже не могло быть забыто. Поэтому я хочу (сегодня) продолжить
въ томъ жѳ порядкѣ бесѣду, и съ тѣмъ, что сказано было вчера,
совокупить настоящее слово, чтобы такимъ образомъ, окончивъ *)*) Здат. αυτήν согласно со сп. Дороѳѳя и мн. другими, равно какъ евр
івъ Лукіан. сп. не читается.