Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
548 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОГСТАГО. домъ обращать вниманіе на то, чтобы и тѣмъ, что имѣемъ, хорошо
распоряжаться. Облегчимъ убожество нуждающихся, чтобы не
лишиться и тѣхъ благъ, которыя всегда пребываютъ и не под¬
вержены никакимъ перемѣнамъ. Для того-то и сокрылъ отъ насъ
Господь день смерти нашей, чтобы расположить насъ къ постоян¬
ному трезвенію и бодрствованію и такимъ образомъ еще болѣе
побудить къ попеченію о добродѣтели. Бдите, говоритъ Онъ, яко
не вѣете ни дне, ни часа (Матѳ, ххѵ, 13). Но мы дѣлаемъ против¬
ное, и постоянно спимъ сномъ болѣе крѣпкимъ, нежели сонъ ес¬
тественный. Спящій естественнымъ сномъ становится неспособ¬
но! нымъ дѣлать ни зла, ни добра; а мы спимъ другимъ сномъ, спимъ
для дѣдъ добродѣтели, и бодрствуемъ для дѣдъ злыхъ; злыя
дѣла совершаемъ нелѣностно, а въ добрыхъ показываемъ великое
нерадѣніе и сонливость. И такъ мы дѣлаемъ, видя каждый день,
что одни отсюда отходятъ, а другіе и въ настоящей жизни под¬
вергаются многимъ' перемѣнамъ. Однакожъ и ото непостоянство
жизни не довольно вразумляетъ насъ, не довольно возбуждаетъ
въ насъ стремленіе къ добродѣтели, располагаетъ къ презрѣнію
настоящихъ благъ и къ желанію будущихъ, къ тому, чтобы тѣнямъ
и сновидѣніямъ мы предпочитали истину. Вѣдь настоящія блага
ничѣмъ не разнятся отъ тѣней и сновидѣній. Итакъ, не будемъ
обманывать себя, и гоняться за тѣнями; но, хоть когда-нибудь,
позаботимся и о нашемъ спасеніи, а богатство станемъ издержи¬
вать на нуждающихся, чтобы за зто удостоиться воздаянія отъ
человѣколюбиваго Бога, которое и да получимъ всѣ мы, благода¬
тію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Кото¬
рымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, нынѣ и присно, н во
вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА U. Бысть же глада» на земли, кромѣ глада, бывшаго
прежде во время Авраамле (Быт. χχνι, 1). Опять я хочу предложить вамъ поученіе, изъ того, что слѣ¬
дуетъ послѣ сказаннаго нами въ прошедшій разъ. А для боль¬
шей ясности, надобно припомнить любви вашей, гдѣ мы въ про¬
шедшій разъ окончили слово, и откуда должны сегодня начать
его. Сами вы, развлекаясь многими заботами, можетъ быть, и за¬
были зто. Но мой долгъ—привести, вамъ на память, чтобы чрезъ
такое напоминаніе яснѣе стало для васъ слово, которое сегодня
будетъ сказано. Вы знаете, что въ прошедшій разъ, повѣствуя