Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВВОДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ LXII. 661 БЕСЪДА LXII. И видѣ Іуда дщерь человѣка Хананѳйска, ѳйжѳ имя
Сава, и поятъ ю, и внидѳ къ ней. И ааченши роди сына,
и иарѳчѳ имя ему Иръ (Быт. хххѵш, 2; 3). Въ прошедшій р&яъ повѣствовапіѳ объ Іосифѣ довольно по¬
учило насъ, какъ гибельна зависть и какъ эта пагубная страсть
портитъ прежде всего душу, въ которой она зараждается. Вы ви¬
дѣли также, какъ порабощенные этою страстью братья Іосифа за¬
были и самое родство, и брату своему, ничѣмъ ихъ не обидѣв¬
шему, оказали жестокость дикихъ звѣрей, и, обнаруживъ тѣмъ
собственную злобу, не столько повредили брату, сколько себя по¬
крыли безчестіемъ. Хотя они продали его чужестранцамъ, а эти
перепродали архимагиру фараона, но какъ Іосифъ имѣлъ во всемъ
помощь свыше, то для него все оказывалось сноснымъ и легкимъ. Я хотѣлъ и сегодня продолжать тоже повѣствованіе и почерпнуть
изъ него снова наставленіе для васъ. Но въ него входитъ еще 588
иное нѣкоторое сказаніе, котораго нельзя оставить безъ вниманія;
объяснивъ по возможности это, мы возвратимся опять къ исторіи
Іосифа. Какое же входитъ сюда сказаніе? Это—объ Іудѣ. Онъ,
взявъ себѣ въ жены дочь хананеянина—Саву, и имѣвъ отъ нея
трехъ сыновъ, поя, сказано въ Писаніи; первенцу Иру Ѳамарь
жену (6). Но Иръ оказался злимъ предъ Господомъ—и Богъ пора¬
зилъ его. И заповѣдалъ Авнану, взявшему жену брата, возстано¬
вить сѣмя брату. Такъ именно повелѣвалъ законъ, чтобы по смерти
брата, не оставившаго дѣтей, другой братъ взялъ его жену и воз¬
становилъ сѣмя брата (Второе, ххѵ, 5). Но и Авнанъ оказался
8дымъ; Богъ поразилъ смертію и его. Іуда, увидѣвъ внезапную
смерть двухъ сыновъ своихъ, пришелъ въ страхъ и, чтобы утѣ¬
шить Ѳамарь, обѣщалъ дать ей третьяго своего сына; но, опасаясь,
чтобы и этотъ, подобно братьямъ, не подвергся наказанію, не ис¬
полнялъ обѣщанія. Между тѣмъ Ѳамарь, утѣшаясь обѣщаніемъ,
оставалась въ.домѣ отца своего, ожидая исполненія обѣщаннаго
свекромъ. Хотя она и замѣчала, что Іуда не хочетъ исполнить обѣща¬
нія, однако благодушно терпѣла, не желая вступить въ супру¬
жество съ другимъ, а переносила вдовство, ожидая благопріятнаго
времени, потому что надѣялась родить дѣтей отъ самого свекра
своего. И когда она угнала, что свекровь ея умерла, а Іуда по¬
шелъ въ Ѳамну стричь овецъ, то Ѳамарь рѣшилась обманомъ
раздѣлить ложе съ свекромъ и отъ него родить дѣтей,—не ради