442 ТВ0РВН1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. БЕСЪДА XLI. Явися жѳ Богъ Аврааму у дуба Мамврійска, сѣдяшу
ему предъ двѳрми сѣни своея въ полудни (Быт. хѵш, 1). Медленно и неохотно приступаю я сегодня въ произнесенію
слова. Когда подумаю, нто каждый день мы поучаемъ, увѣще¬
ваемъ, предлагаемъ вамъ духовную трапезу, а между тѣмъ многіе
изъ бывающихъ здѣсь и участвующихъ въ этомъ духовномъ на-
875 зиданін, въ досточудной я страшной трапезѣ, проводятъ цѣлые
дня на конскихъ ристалищахъ, и такимъ образомъ не получаютъ
никакой пользы отъ нашей попечнтельности, а какъ бы уже по
привычкѣ, при первомъ внушеніи діавола, спѣшатъ на зтн без¬
законныя зрѣлища, и сами себя добровольно ввергаютъ въ сѣти
лукаваго бѣса, такъ что ни наши внушенія, ни самая опасность,
ни напрасная трата тамъ *) времени, не могутъ вразумить ихъ,—
то съ какою, послѣ этого, ревностію стану я предлагать поученіе
людямъ, которые вовсе не хотятъ имѣть пользы отъ нашихъ
словъ? Не дивись! И земледѣлецъ, когда увидитъ, что земля, по¬
слѣ многихъ его заботъ и тяжкихъ трудовъ, остается безплодною
и не вознаграждаетъ достаточно трудовъ, уже не съ такою, какъ
прежде, охотою приступаетъ къ сѣянію, и не съ такою ревностію
принимается за воздѣлываніе 8ѳмли. Также и врачъ, когда уви¬
дитъ, что больной не повинуется его предписаніямъ, а еще самъ
своимъ образомъ жизни только увеличиваетъ со дня на день
свою болѣвнь, часто допускаетъ такого оставаться въ болѣзни,
чтобы самый опытъ научилъ его понимать свою пользу. Равно и
преподающіе дѣтямъ науки, когда увидятъ, что они прежними
уроками пренебрегаютъ и не хотятъ помнить того, что уже имъ
преподано, нерѣдко оставляютъ ихъ, чтобы (такимъ образомъ)
исправить ихъ безпечность и побудить ихъ къ большему приле¬
жанію. Но земледѣлецъ естественно иногда становиться менѣе
дѣятельнымъ, когда онъ видитъ, что убытки его больше и больше
увеличиваются, и не смотря на свой трудъ и издержки, онъ не
получаетъ плодовъ. И врачъ не несправедливо оставляетъ иногда
больного: онъ врачуетъ тѣло, и потому оставляетъ (больного) на
время, чтобы усиленіе боли привело больного въ чувство болѣзни,
а затѣмъ побудило его и принять врачеваніе. Равнымъ образомъ
и учитель дѣтей, по несовершенству ихъ возраста, нерѣдко съ
пользой налагаетъ на нихъ наказаніе. Но мы, превосходя всѣхъ
этихъ людей, готовы и сегодня оказать отеческую любовь къ 11) т. е. на зрѣлищахъ.