Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
742 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. для устроенія жизни; а животныя необходимыя, полезныя я ока¬
зывающія много услугъ для нашей жизни Онъ оставилъ въ
подчиненіи намъ. Онъ оставилъ намъ стада воловъ, чтобы мы
598 могли пахать и обрабатывать землю и сѣять сѣмена. Оставилъ
породы робочаго скота, чтобы онѣ помогали намъ въ трудахъ при
перевозкѣ тяжестей. Оставилъ стада овецъ, чтобы мы имѣли
достаточно матеріала для приготовленія одеждъ. Оставилъ еще и
другія породы животныхъ, которыя доставляютъ намъ въ другихъ
отношеніяхъ большую пользу. Когда Богъ, въ наказаніе человѣку,
сказалъ: въ потѣ лица твоего смѣси хлѣбъ твой (Быт. т, 19), то,
чтобы зтотъ потъ, усилія и трудъ не были невыносимыми, Онъ
облегчилъ тяжесть н обременительность труда множествомъ без¬
словесныхъ, которыя участвуютъ съ нами въ этомъ трудѣ и тяже¬
стяхъ. Какъ человѣколюбивый я попечительный господинъ, уда¬
ривъ палкой слугу своего, прилагаетъ къ ранамъ его лѣкарство,
такъ и Богъ, опредѣливъ наказаніе, всѣми мѣрами стремится
облегчить это наказаніе, когда, осудивъ насъ на постоянный потъ
н трудъ, вмѣстѣ съ тѣмъ повелѣлъ многимъ породамъ безсловес¬
ныхъ участвовать съ нами въ трудѣ. За все это возблагодаримъ
же Его; и то, что Онъ далъ намъ честь, и то, что отнялъ згу
честь, и отнялъ ее не всю, и то, что вложилъ въ насъ страхъ къ
звѣрямъ, и все, что ни разсматривать, исполнено великой муд¬
рости, великаго попеченія и великаго человѣколюбія, которымъ
да наслаждаемся постоянно всѣ мы, во славу совершающаго ото
Бога. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь. СЛОВО IV. О томъ, что грѣхъ ввелъ три рода рабства; также про¬
тивъ небрежно слушающихъ и не почитающихъ роди¬
телей. Вчера вы слышали, какъ Богъ поставилъ человѣка царемъ
н господиномъ надъ звѣрями и какъ вскорѣ затѣмъ лишилъ его
царской власти; лучше же сказать: не Богъ лишилъ, но самъ ·
человѣкъ лишилъ себя чести непослушаніемъ. Что человѣкъ
получилъ царскую власть, это было дѣломъ единственно чело¬
вѣколюбія Божія, потому что далъ ее не въ награду за подвиги,
а удостоилъ его чести прежде его появленія. Дабы ты не сказалъ,
что, подучивъ бытіе и сдѣлавъ потомъ много добраго, человѣкъ
этимъ расположилъ Бога дать ему власть надъ звѣрями, Онъ,