Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
Восемь словъ на книгу Бытія '). СЛОВО I, сказанное въ началѣ Чѳтырѳдесятницы на слова: въ
началѣ сотвори Богъ небо и вемлю (Быт. i, 1), также
о постѣ и милостынѣ. 581 Пріятна весна мореплавателямъ, пріятна и земледѣльцамъ;
но не такъ пріятна мореплавателямъ и земледѣльцамъ весна, навь
пріятно желающимъ любомудрствовать время поста—эта духовная 11) Восемь словъ на вн. Бытія произнесены, вавъ обыкновенно полагаютъ
(см. Филарета, архіѳп. Чернигов., „Историческое ученіе объ Отцахъ Церквжи.
1882 г., т. П, стр. 195; Migne. Patrologiae cursus completus, ser. gr. t uv, p. 579),
въ первый годъ проповѣднической дѣятельности Златоуста въ Антіохіи, т. е.
въ 886 г.; нѣкоторымъ подтвержденіемъ этого слушать начальныя слова 2-й
изъ этихъ бесѣдъ, въ которыхъ Злат. говоритъ о смѣлости, обнаруженной имъ
въ избраніи столь высокаго предмета для своихъ поученій, какой представ¬
ляетъ исторія творенія міра, н — внушенной ему надеждой не на свои снлы,
а на силу молитвы Церкви. Выраженіе такого сознанія болѣе свойственно,
конечно, начинающему, чѣмъ опытному проповѣднику, пріобрѣтшему нѣко¬
торую увѣренность въ силѣ своего слова; по крайней мѣрѣ такого пріема для
начала бесѣдъ Златоустъ не употреблялъ въ слѣдующемъ 887 г., когда произ¬
носилъ бесѣды о статуяхъ. Эти восемь словъ произнесены так. обр. прежде
помѣщенныхъ въ первой половинѣ этого тома 67 бес. на ту же вн. Бытія;
они помѣщены однако послѣ нвхъ согласно порядку изданія, принятому въ
Патрологіи Мияя, и въ виду того, что 67 бесѣдъ, обнимающихъ вообще все
содержаніе первой кн. Моисея, должны естественно стоять на первомъ мѣстѣ.
Въ этихъ 8 словахъ, имѣющихъ много общаго съ предшествующими, ви¬
денъ равн. обр. свойственный Златоусту высокій даръ церковнаго краснорѣ¬
чія, проявившійся, между прочимъ, въ замѣчательномъ искусствѣ, съ какимъ
онъ пользовался неожиданными обстоятельствами, замѣченными въ церков¬
номъ собраніи, для возбужденія вниманія слушателей и ихъ назиданія (см. въ
словѣ 4-мъ внушеніе Злат. слушателямъ, вызванное недостаткомъ вниманія ихъ
къ проповѣднику при совершавшемся въ храмѣ возженіи лампадъ).