734 ТВ0РВП1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. СЛОВО II. Почему о солнцѣ, лунѣ, небѣ и другихъ тваряхъ (Богъ)
сказалъ: да будетъ, а о человѣкѣ: сотворимъ; и что
вначитъ: по образу? 1. Помните ли недавно предложенныя вамъ изысканія? ‘). Да,
вы такъ подняли нашъ духъ, (возбудили) такую смѣлость, что
мы отважились и на изысканія. Впрочемъ, это дѣло не смѣлости
и не безравсудной отваги. Не на свою понадѣявшись силу, но
всецѣло ввѣрившись молитвамъ предстоятелей и вашимъ, мы
вышли на это поприще. А молитва церкви такъ сильна, что,
если бы мы были безгласнѣе даже камней, она сдѣлаетъ языкъ
нашъ легче всякаго пера. Какъ попутный вѣтеръ, устремившись
прямо на паруса корабля, двигаетъ судно впередъ быстрѣе
стрѣлы, такъ и молитва церкви, обращенная на языкъ проповѣд¬
ника, увлекаетъ его слово сильнѣе вѣтра. Поэтому и мы каж¬
дый день смѣло выходимъ (на поприще проповѣди). Если на
внѣшнихъ состязаніяхъ иной, имѣя только десять или двадцать
друзей среди народной толпы, отважно выходятъ на мѣсто борьбы,
то тѣмъ съ большею бодростью сдѣлаемъ это мы, когда у насъ
не десять только и не двадцать (друзей), но все собраніе со¬
стоитъ изъ братьевъ и отцовъ. Притомъ, на внѣшнихъ состяза¬
ніяхъ борецъ не большую получитъ пользу отъ зрителя, раявѣ
только тотъ воскликнетъ и выразитъ удивленіе предъ его подви¬
гомъ, а сидящій вверху поспоритъ съ противниками, сойти же
на мѣсто борьбы, подать руку (борцу), или потянуть за ногу про¬
тивника, или сдѣлать что-либо подобное, этимъ * *) не дозволено.
По начальнымъ установленіямъ распорядители состязаній вот¬
кнувъ острые колья и протянувъ кругомъ веревки, удерживаютъ
такимъ образомъ стремительность зрителей. И что удивитель¬
наго, если зрителю не позволяется сойти внивъ, когда даже
учителя гимнастики *) сажаютъ внѣ арены *) и велятъ ему по- !) τών ζητημάτων, подъ которыми разумѣются изысканія о возвышенныхъ
предметахъ, намѣченныя в начатыя Златоустомъ въ предшествующей бесѣдѣ,
т. е. о сотвореніи неба, земли и прочаго состава вселенпоіі. *) Т. е., зрителямъ. 9) τον παιδοτρφην; такъ назывался учитель гимнастическихъ упражненій
(бѣгъ, борьба и др.), которымъ обучались греческіе юноши въ своего рода
школахъ, называвшихся кадастрами и гимназіями. л) !ζω παρά τήν χόνιν, τ. е. внѣ пяощади назначенной тддя соояаанШ и со¬
ставлявшей важнѣйшую принадлежность стадій, гдѣ они пронаводвлись.