Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
750 ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА ВЛАТ0ТСТАГ0. СЛОВО Υ. О томъ, что не за Адама мы наказываемся и что мы
подучили больше благъ, чѣмъ привнесено имъ золъ,
если внимательны къ самимъ себѣ, и противъ невни¬
мательныхъ къ бѣднымъ. 699 i. Вы, можетъ быть, думаете, что слово о господствѣ со¬
всѣмъ окончено нами; я же усматриваю въ немъ еще много пло¬
довъ. Не утомитесь же, прошу, пока не соберемъ всѣхъ ихъ. И
трудолюбивые иеъ земледѣльцевъ, когда видятъ, что виноград¬
ныя лозы покрыты множествомъ листьевъ и обременены плодами,
не только срѣзываютъ наружныя кисти, но проникаютъ внутрь,
загибая вѣтви и поднимая листья, чтобы подъ ними не укрылось
и малаго количества виноградныхъ ягодъ. Не окажитесь же ме¬
нѣе рачительными, чѣмъ тѣ ‘), и не остановитесь, пока не полу¬
чите всего, и это особенно потому, что (здѣсь) трудъ — мой, а
плодъ—вашъ. Вчера обвинили мы женъ, а лучше сказать—не женъ, ноЕву въ
томъ, что она своимъ грѣхомъ ввела рабство. Но жены могутъ ска¬
зать намъ: почему же осуждены мы, когда согрѣшила она? Одно лице
пало, а обвиненіе сдѣлалось общимъ всей природѣ? И рабы могутъ
сказать тоже: почему, когда Ханаанъ оскорбилъ отца, подверглось
наказанію все потомство? И боящіеся начальниковъ могутъ также
возразить: почему ѳто они отданы подъ иго власти, когда другіе
жили порочно? Что же скажемъ всѣмъ имъ? Первое рѣшеніе
всѣхъ этихъ вопросовъ будетъ состоять въ томъ, что согрѣшили
предки и своимъ преслушаніемъ ввели рабство, потомки же сво¬
ими грѣхами укрѣпили введенное рабство. Если бы послѣдніе
могли навсегда сохранить себя чистыми отъ грѣховъ, то, неви¬
димому, съ успѣхомъ могли бы возражать; но если и сами они
подлежатъ многимъ наказаніямъ, то напрасно такое-оправданіе.
Я, вѣдь, говорилъ не то, что грѣхъ уже не производитъ рабства,
а то, что всякій грѣхъ соединенъ съ рабствомъ, и указывалъ
причину въ природѣ грѣха, а не въ различіи только грѣха. Какъ
всѣ неизлѣчимыя болѣзни ведутъ къ смерти, но не всѣ болѣзни
одинаковаго свойства, такъ и всѣ грѣхи производятъ рабство, но
не всѣ имѣютъ одинаковое свойство. Ева согрѣшила, прикоснув- *)*) Т. е. земледѣльцы.