Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВВОѢДН НА КНИГУ БЫТІЯ XXX. 311 изобрѣлъ другой родъ рабства и самъ замыслилъ сдѣлаться на¬
чальникомъ и властителемъ; а такимъ онъ не былъ бы, если бы
не было подвластныхъ. Впрочемъ, это состояніе подчиненныхъ
кажется мнѣ скорѣе свободою. А вотъ самое тяжкое рабство,
когда хвалящіеся свободою раболѣпствуютъ! Смотри еще, что дѣ¬
лаетъ любостяжаніе; смотри, какъ тѣлесная сида не остается въ
собственныхъ предѣлахъ, но всегда гонится За большимъ и
ищетъ славы. (Невродъ) подчинилъ себѣ людей не для того, чтобы
заботиться о ихъ безопасности; нѣтъ, онъ строилъ еще и города
для того, чтобы господствовать надъ врагами. Оттуда, отъ земли
моя, сказано, изиде Аесуръ, и еозда Ыиневіло (ст. 11). Замѣть здѣсь,
между прочимъ, что нечестіе предковъ не раэстроиваѳть вовсе
нашу природу. Вотъ эти ниневитяне, которые своимъ покаяніемъ
заслужили милосердіе Божіе н отклонили (произнесенный на нихъ)
приговоръ Господа, имѣли прародителемъ сперца Хама, этого
оскорбителя своего отца, а потомъ Неврода, человѣка жестокаго
и гордаго, отъ котораго произошелъ Ассуръ. Можетъ быть, между
ними были и другіе, изнѣженные и сластолюбивые люди, прово¬
дившіе жизнь порочную и невоздержную, и преданные пьянству,
смѣхотворству, шуткамъ и насмѣшкамъ. Но такъ какъ ниневи-
тяне захотѣли показать искреннее раскаяніе, то нечестіе пред¬
ковъ и не повредило имъ; напротивъ, они пріобрѣли такое бла¬
говоленіе свыше, что даже до нынѣ прославляются за свой под¬
вигъ покаянія. Итакъ, имъ-то будемъ и мы подражать, н зная, что ни по¬
роки предковъ ие повредятъ намъ, если только сами захотимъ
быть внимательны, ни добродѣтели предковъ не принесутъ намъ
никакой пользы, если сами мы будемъ безпечны,—употребимъ
все стараніе о добродѣтели и покажемъ во всемъ добрую свою
волю, чтобы намъ получить то же благословеніе, какое (получили)
Симъ и Іафетъ, и избавиться отъ проклятія и рабства, которому
подвергся Ханаанъ, чтобы не быть намъ рабами грѣха, но прі¬
обрѣсти истинную свободу, и достигнуть неизреченныхъ благъ,
благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ
Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава, держава, честь, нынѣ
и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСѢДА XXX. И бѣ вся земля устнѣ ѳдинѣ, и гласъ одинъ всѣмъ (Быт. хі, 1). 1. Вотъ уже мы пришли и къ концу св. четыредесятницы,
совершили плаваніе поста, и, по милости Божіей, достигли на-