Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
БЕСѢДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ ХХП. 255 и неизыѣняешпш благами, которыхъ да сподобинся всѣ мы,
благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа,
съ Которымъ Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, нынѣ
н присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСЪДА ХХУ1. И помяну Богъ Ноя, и вся звѣри, и вся скоты, и вся
птицы, и вся гады *), елика бѣху съ нимъ въ ковчѳзѣ: и наведс Богъ духъ на землю, и преста вода
(Быт. ѵш, 1). 1. Въ прочитанныхъ теперь словахъ открывается великая
и несказанная любовь и безмѣрная благость, которую Богъ яв¬
ляетъ не только этому разумному животному, то есть, чело¬
вѣку, но и всѣмъ безсловеснымъ животнымъ. Будучи Создателемъ
всего, Онъ и благость Свою простираетъ на всѣ Свои созданія,
всячески показывая намъ, сколь великое имѣетъ Онъ попеченіе
о человѣческомъ родѣ, и что искони и изначала все дѣлалъ
для нашего спасенія. Итакъ, біетъ ли Онъ, наказуетъ ли, то и
другое дѣлаетъ по одной и той же благости. Наказанія насылаетъ
Онъ не по страсти и гнѣву, но изъ желанія пресѣчь нечестіе,
чтобы оно не распространилось очень далеко. Вотъ и теперь,
какъ слышите, Онъ навелъ потопъ не почему-либо другому, какъ
по заботливости о предавшихся столь великому нечестію. Какая
же, скажешь, заботливость въ томъ, что всѣ погибли подъ во¬
дою? Не говори необдуманно, человѣкъ, но благопокорнымъ умомъ
принимай содѣваѳмоѳ Господомъ, и тогда познаешь, сколько по-
печитѳльности даже и въ этомъ. Отторгнуть отъ грѣха неиспра- гзо
вимыхъ грѣшниковъ, каждодневно причиняющихъ себѣ новыя
раны и дѣлающихъ язвы свои неисцѣльными,—не значило ли
это показать величайшую попечительность? Да и самый образъ
наказанія не преисполненъ ли человѣколюбія? Въ самомъ дѣлѣ,
люди, которымъ и безъ того надлежало бы отдать долгъ природѣ,
лишаются жизни въ наказаніе, но такъ легко, что и не чув¬
ствуютъ этого, и наказаніе терпятъ безъ боли и мукъ: какую это
обнаруживаетъ мудрость и благость! Притомъ, если мы благо¬
честивымъ умомъ разсмотримъ самыя послѣдствія событія, то
есть, что оно не только было благодѣтельно для наказанныхъ, но *) Здат.: χαί ιτβντβν тюѵ іріитйѵ беэъ дополнительнаго къ этому ipitdvrwv—
„пресмыкающихся* согласно съ сп. Дороѳеа и многими другими, вопреки
Лухіан. сп., въ которыхъ это дополненіе имѣется.