ВОСЕМЬ СЛОВЪ НА КНИГУ БЫТІЯ VI. 757 СЛОВО VI. О древѣ,—отъ него ли Адамъ получилъ знаніе добра и
зла, или онъ и до вкушенія имѣлъ это знаніо; также—
о постѣ, и о томъ, что дома должно размышлять о ска¬
занномъ въ церкви. 1. Люблю постъ, потому что онъ — мать смиренномудрія и
источникъ всякой мудрости. Люблю его и ради васъ, и ради ва¬
шей любви, потому что онъ привелъ ко мнѣ ото священное и
почтенное ваше собраніе и позволяетъ мнѣ опять видѣть любез¬
ныя лица, даетъ возможность свободно насладиться этимъ пре¬
краснымъ торжествомъ и празднествомъ. И дѣйствительно, не
ошибется тотъ, кто назоветъ ваше собраніе торжествомъ и празд¬
никомъ и великимъ благомъ. Если иной нерѣдко избавляется
отъ всякаго унынія, пришедши на рынокъ и встрѣтивъ одного
друга, то какъ намъ не освободиться отъ всякаго унынія, когда cos
мы приходимъ въ церковь, а не на площадь, и встрѣчаемся не
съ однимъ другомъ, а съ такими и столь многими братьями и
отцами? Какъ не получить полнаго удовольствія? И не по мно¬
голюдству только Ото собраніе лучше сборищъ на рынкѣ, но и по
существу самой бесѣды. Собирающіеся на рынкѣ и бесѣдующіе
другъ съ другомъ часто разговариваютъ о безполезныхъ вещахъ,
ведутъ пустыя рѣчи и говорятъ о томъ, что до нихъ нисколько
не касается. Большею частію обыкновенно мы съ особеннымъ
усердіемъ занимаемся и разсуждаемъ о чужихъ дѣлахъ. Я не
буду теперь касаться того, какъ опасно и вредно говорить и слу¬
шать такія рѣчи и увлекаться ими,—какъ часто и какъ много
бурь поднималось въ домахъ отъ такихъ собраній. Никто не бу¬
детъ спорить, что все это безполезные, пустые и житейскіе раз¬
говоры и что въ такомъ собраніи едва ди когда бываетъ рѣчь о
духовномъ. А здѣсь не такъ, а все наоборотъ. Отсюда изгнано
всякое безполезное слово, а введено всякое духовное наученіе. Мы бесѣдуемъ и о нашей душѣ, и о благахъ, потребныхъ для
души, и о вѣнцахъ, уготованныхъ на небесахъ, и о славныхъ
житіяхъ, и о человѣколюбіи Божіемъ, и о промыслѣ надъ все¬
ленной, и обо всемъ прочемъ, особенно близкомъ намъ, и о томъ,
для чего мы созданы, какая постигнетъ насъ участь по отше-
ствіи отсюда, и каково будетъ тогда наше состояніе. И въ этомъ
собраніи участвуемъ не мы одни, но и пророки и апостолы, а что
всего важнѣе, — среди насъ находится Самъ Владыка всего—