Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.4. — СПб., 1898

1898

Содержание

I Беседы на книгу бытия

II. Восемь слов на книгу Бытия

III. Пять слов об Анне

IV. Три беседы о Давиде и Сауле

Послесловие к IV тому

Опечатки

OCR
ВВОДЫ НА КНИГУ БЫТІЯ XIX. 167 казалась скучною, ны, остановивъ здѣсь слово, попросимъ васъ,
усердные слушатели, возненавидѣть подобные (Каиновымъ) по¬
ступки и, отвратившись совершенно отъ грѣха, съ великимъ усер¬
діемъ и отъ всего сердца обратиться къ заповѣдямъ Господнимъ,
особенно же послѣ столькихъ и такихъ примѣровъ. Никто изъ
насъ (въ свое оправданіе) не можетъ уже прибѣгнуть къ невѣ
дѣнію. Если онъ, разумѣю Каина, хотя и не могъ указать ни на
кого изъ предковъ своихъ, кто бы сдѣлалъ подобное ему пре¬
ступленіе, подвергся однако, какъ вы послѣ узнаете, невыноси¬
мому и тяжкому наказанію, то что же должны потерпѣть мы,
когда такъ же, или еще и хуже, грѣшимъ послѣ такого обилія
благодати? Не постигнетъ ли насъ вѣчный огонь, червь неуми¬
рающій, скрежетъ зубовъ, кромѣшная тьма, огненная геенна и
прочія неотвратимыя казни? Для насъ уже не остается никакого
оправданія, когда мы живемъ такъ безпечно и нерадиво. Не всѣ
ли мы знаемъ, чті> должно дѣлать и чего не должно, что дѣла¬
ющіе первое (добро) получать побѣдные вѣнцы, а впавшіе въ
послѣднее (грѣхъ) подвергнутся крайнимъ мученіямъ? Поэтому
прошу, умоляю и заклинаю, да не будетъ безплоднымъ наше со¬
браніе въ этомъ мѣстѣ, но да послѣдуютъ за слушаніемъ словъ
самыя дѣла, чтобы, имѣя совершенно спокойную совѣсть и отъ
этого питаясь благими надеждами, могли мы, легко переплывши
опасное море настоящей жизни, войти въ пристань Божія чело¬
вѣколюбія и получить тЬ непзречѳнныя блага, которыя Господь
обѣщалъ любящимъ Его, благодатію и милосердіемъ Единород¬
наго Его Сына, съ Которымъ святому и покланяемому Его Духу
слава, держава, честь, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. БЕСЪДА XIX. И рече Каинъ во Авелю брату своему: пойдемъ на
поле (Быт. гѵ, 8). 11. Какъ неизлѣчимыя раны не поддаются ни острымъ, ни
смягчающимъ лѣкарствамъ, такъ и душа, разъ сдѣлавшись плѣн¬
ницею и предавшись какому-нибудь грѣху, если не хочетъ сама
подумать о собственной пользѣ, не исправляется, сколько бы кто
ни внушалъ ей; она, какъ будто бы совсѣмъ не имѣя слуха, не
получаетъ отъ увѣщанія никакой пользы, не потому, что не мо¬
жетъ, но потому, что не хочетъ. Впрочемъ, съ волею (человѣка) не то,
что бываетъ съ тѣлесными ранами. Въ тѣлесной природѣ недуги
часто бываютъ неизлѣчимы, но съ волею не такъ: напротивъ,