Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Вопрос об изменении патронального святого в Древней Руси

95

Еще одна Мария Николаевна Толстая, урожденная Мещерская, — деятельница эмигрантской церковной жизни, —
осталась в иночестве Марией (1866–1948). Мария Сергеевна
Сергеенко (1891–1987), известный специалист по античной
филологии, тоже сохранила при постриге крестильное имя Мария (см. о ней: Филарет Вахромеев, 2006, с. 9–10). Эти случаи,
кажется, не так показательны: по-видимому, эти Марии были
рясофорными монахинями; при постриге в рясофор имя могло
не меняться (см. § ІІІ–1).
3. Можно ли считать, что подобная практика — мена патронального святого при сохранении прежнего имени — имела место
и в Древней Руси12? Едва ли мы можем объяснить таким образом
сохранение крестильного имени у Феодосия, игумена Печерского (см. выше, § V–1): надо полагать, что он был крещен в честь
Феодосия Великого (память 11 января), и при этом, насколько
мы знаем, в ту эпоху это был единственный почитаемый святой
с этим именем13.
Совершенно так же церковный календарь практически
не оставляет нам возможности для предположения, что Софья Ярославна, дочь тверского князя Ярослава Ярославича
(см. § V–1), сохранив при постриге имя, поменяла патронального святого — в древнерусских святцах присутствует только
память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
рукописей музея Л. Н. Толстого в Москве. КП 4943). В газете “Русское
слово” 10 апреля 1912 года в статье “Кончина М. Н. Толстой” говорится о том, что Мария Николаевна была именинницей на Благовещение, совпавшее в тот год с Пасхой. И в этой же статье упоминается о том, что при
постриге в схиму ей было оставлено прежнее имя».
12
Такое предположение было высказано относительно Марии, дочери
Шварна, имя которой при пострижении не изменилось (см. выше, § V–1).
См.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 575.
13
Приняв имя Феодосия Великого, Феодосий Печерский повторил
путь своего святого патрона: оба они были основателями общежительного монастыря.