Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
ІІІ. Изменение имени
при пострижении в рясофор

1. В настоящее время в Русской православной церкви изменение имени принято не только в малой схиме, но и в других
степенях монашества: можно сказать, что имя меняется — или
может меняться — п р и к а ж д о м м о н а ш е с к о м п о с т р и ж е н и и.
Так, при пострижении в рясофор мирское имя может меняться на иноческое (это, впрочем, не повсеместная традиция)1. При
переходе в следующую степень монашества имя всякий раз меняется, уже в обязательном порядке — рясофорное имя, если
таковое имеется, меняется на мантийное (малого иноческого образа)2, мантийное, соответственно, на схимническое (великого
иноческого образа). Таким образом, у одного и того же человека
В Русской зарубежной церкви обычно этого не делают, хотя случаются и исключения. По сообщению сестры Вассы Лариной, в Леснинском женском монастыре (в настоящее время находящемся во Франции)
при пострижении в рясофор имя не меняют. Леснинский монастырь был
основан в 1885 г. в Российской империи, и там сохраняются дореволюционные обычаи. Сестра Васса — рясофорная монахиня, принявшая постриг
в Русской зарубежной церкви; при пострижении она получила новое имя,
но это, по ее словам, было скорее исключением, чем правилом.
2
Если монашеский постриг (в малую схиму) принимается без предварительного пострижения в рясофор, мирское (крестильное) имя меняется на мантийное.
1