Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

59

Уроша IV Душана, который скончался в 1355 г., постриглась
в монашество с именем Елизавета, а незадолго до смерти (после 1375 г.) приняла великий иноческий образ с именем Евгения
(Турилов и Путятин, 2008, с. 106–107); княгиня Милица (ок.
1335–1405), жена князя Лазаря Хребеляновича, после смерти
мужа приняла постриг с именем Евгения, а незадолго до смерти — великую схиму с именем Евфросиния (см.: Даничич, ІІ,
с. 63; Даничич, ІІІ, с. 508–509, 534); родственница Милицы,
Елена, жена деспота Иоанна Углешу († 1371 г.), после гибели мужа приняла постриг с именем Евфимия, а впоследствии
и великую схиму с именем Евпраксия (см.: Путятин и Турилов,
2008, с. 461–462).
Известны и более поздние примеры такого рода. Так, в сер.
XVI в. в Слепченском монастыре (Охридская архиепископия)
известный книгописец, иеромонах Виссарион, принял великую
схиму с именем Варлаам (Турилов, 2004, с. 544).
6. В тех случаях, когда пострижение в великую схиму предполагает изменение имени, снятие с себя схимы закономерно должно обусловливать возвращение к прежнему иноческому
имени.
Иллюстрацией может служить история епископа Серафима
(в миру Василий Федорович Зализницкий, 1953 г. рождения),
принадлежащего к Украинской православной церкви Московского патриархата. 31 июля 1994 г. нового стиля, в канун
праздника Серафима Саровского, он был пострижен в малую
схиму с именем Серафим и затем 1 августа (в день праздника)
был хиротонисан в епископа Белоцерковского и Богуславского. Тяжело заболев и ожидая близкой кончины, в 2003 г. он
принял схиму с именем Сергий. Он, однако, выздоровел и пожелал снять с себя схиму, что и было сделано в 2007 г.; при
этом он вернулся к прежнему монашескому имени Серафим.
В настоящее время (2016 г.) епископ Серафим возглавляет
Шумскую епархию и является ректором Почаевской духовной
семинарии.