Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
VІІІ. Выбор схимнического имени
Как было отмечено выше, более или менее последовательное
изменение имени при пострижении в великую схиму прослеживается лишь с XVII в. Только с этого времени можно уверенно
говорить о традиции выбора особого схимнического имени, отличающегося от имени, полученного перед тем в малой схиме (см.
§ IV–2; IV–7).
1. Существовали две традиции выбора имени при пострижении в великую схиму.
Согласно одной из этих традиций, великосхимник получает
имя по тому же принципу, по которому дается имя в малой схиме. Если в малой схиме имя дается по созвучию с мирским (крестильным) именем (ср. § VI–1), то в великой схиме оно выбирается по созвучию с предшествующим, т. е. малосхимническим
именем. Как правило, все эти имена начинались на одну и ту же
букву. Например, основатель Голгофо-Распятского скита на о.
Анзер Иов Анзерский (1635–1720) получил в крещении имя
Иоанн, в малой схиме Иов (1701 г.), в великой схиме Иисус (в
честь Иисуса Навина) (1710 г.). Такого рода примеры могут
быть легко умножены.
Поскольку тот же принцип распространяется и на рясофорные имена (см. выше, § VI–1), эта ономастическая цепочка может расширяться: одна и та же буква повторяется в крестильном,