Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
ІІ. Изменение имени в малой схиме
как общая практика
1. Согласно русским и сербским требникам, изменение имени
происходило при пострижении в малую схиму; малая схима может
именоваться вообще п е р в ы м монашеским образом (греч. πρώτο
σχήμα) (см.: Б. Успенский, 2016, с. 85). В этих же требниках описываются пострижение в рясофор и пострижение в великую схиму,
но, по-видимому, в этих двух случаях изменение имени как общее
правило до сер. XVII в. не предусматривалось (см. ниже, § ІІІ, ІV).
В некоторых требниках пострижение в малую схиму заканчивается вопросом об имени: после отпуста игумен спрашивает
новопостриженного монаха о его имени, и тот ему отвечает, называя при этом свое новое имя. В печатном иноческом Требнике
1639 г. читаем:
Посемъ новопостриженнаго поставит їерей на западъ
лицѣмъ, идѣже поставлен былъ налой. Таж[e] дастъ новопостриженомꙋ в рꙋцѣ Еvа[н]г[е]лїе. И приходитъ къ Еvа[н]г[е]
лїю преже игꙋменъ. И сотворитъ молитвꙋ Іс[ꙋс]овꙋ к новоначалномꙋ. Новопостриженыи же братъ ѡтвѣщаетъ ко игꙋменꙋ
«аминь». Игꙋменъ же оу новопостриженаго брата имени воспроситъ, како емꙋ имѧ во иноцѣхъ. Новопостриженыи же
братъ игꙋменꙋ имѧ свое скажетъ (Требник, 1639, л. 22)1.
1
Ср. в обновленческом требнике священника Василия Адаменко: «...
братья по двое подходят к постриженному, целуют его крест и его самого,