Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
124

VІІІ. Выбор схимнического имени

рясофорном, мантийном (малосхимническом) и схимническом
имени. Ср., например, имена схиепископа Петра Ладыгина
и Кукши Одесского, о которых мы уже упоминали выше (в § III–
1), — Потапий (крестильное), Пигасий (рясофорное), Питирим (мантийное), Петр (схимническое); Косма (крестильное),
Константин (рясофорное), Ксенофонт (мантийное), Кукша
(схимническое).
Подобный принцип выбора великосхимнического имени —
бесспорно, греческого происхождения. Мы уже приводили такие
соответствия у греков, как Алексей — Акакий — Афанасий или
Андроник — Антоний — Афанасий и т. п. (§ IV–4). Ср. также
цитированный выше чин пострижения в великую схиму из афонского Пантелеймонова монастыря (носящий имя Феодора Студита), где постригаемый переименовывается «по букве святого
имени» (κατὰ τὸ στοιχεῖον τοῦ ἁγίου ὀνόματος) (см. § IV–4).
2. Другая традиция наименования схимника, напротив,
очень своеобразна. Это традиция возвращения к мирскому имени, когда при пострижении в великую схиму дается имя, полученное при крещении, которое монах до первого пострига носил в миру. Так, царевна Софья Алексеевна после пострижения
в малую схиму (21 октября 1698 г.)1 стала инокиней Сусанной2,
однако в великой схиме (3 июля 1703 г.) она вновь стала Софией, ср. надпись на ее гробнице:
...во иноцех была 5 лет и 8 месяцев и 12 дней, а имя ей
наречено Сусанна, а в Схимонахинях преименовано ей
имя прежнее София (ДРВ, XIX, с. 294; Максимович, IV,
Дата пострижения Софьи в малую схиму отсутствует в документах, но определяется из надписи на ее гробнице в Новодевичьем монастыре, которую мы приводим ниже (Устрялов, ІІІ, с. 407–408).
2
В разметной книге 1700 г. Софья Алексеевна именуется «Великою государынею инокою Сусанною Алексиевною» (Устрялов, ІІІ, с. 408,
примеч. 14).
1