Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
52

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

...листъ къ архіепискупу Іосифу Суздалскому и Торускому
писала мать ево, инока схимница Дороѳея, што была во иноцѣх
Домникѣя (Письма рус. государей, 1848, с. 259, № 332).
Переменил имя в великой схиме и Иов Почаевский
(† 1651 г.). Его крестильным именем было Иоанн, в малой схиме
он стал Иовом, а в великой схиме вновь стал Иоанном (см.: Пидгайко, 2010а, с. 267–268; об обычае возвращения к мирскому
имени в великой схиме см. § VIII–2).
Несколько раньше изменение имени в великой схиме прослеживается в соседнем Молдавском княжестве: Молдавская митрополия, как и Киевская, была в юрисдикции Константинопольского патриарха. Так, Иоасаф († 1484 г.), первый настоятель
Путненского монастыря, принял монашеский постриг в Нямецком монастыре. В 1468 г. он становится настоятелем Путненского монастыря, в 1476 г. оставляет настоятельство и принимает схиму с именем Иосиф. Путненский монастырь был основан
в 1466 г. господарем Стефаном Великим, живо интересовавшимся Афоном (см.: Иоасаф, 2010, с. 183–184). Во второй пол.
XV в. постригается в великую схиму св. Даниил Пустынник,
который в 1478 г. отказался от приглашения занять престол
митрополита Молдавского. Его крестильным именем было Димитрий, в монашестве он стал Давидом, а в великой схиме —
Даниилом (Даниил Пустынник..., 2007, с. 117–118). Игумен
Нямецкого монастыря Георгий († 1508 г.), впоследствии митрополит Молдавский, принял схиму с именем Давид (см.: Георгий I..., 2006).
И в данном случае, скорее всего, можно говорить о греческом (если не непосредственно об афонском) влиянии. В свою
очередь, молдавская традиция могла оказать влияние на украинскую.
4. Сказанное позволяет думать, что в интересующее нас время изменение имени при постриге в великую схиму было принято