Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Три вида пострижения: в рясофор, в малую схиму, в великую схиму

15

не всегда и не везде; и сейчас в одних монастырях постригают
в рясофор, в других — нет. Таким образом, для многих монахов
первым пострижением оказывалось, как оказывается и сейчас,
пострижение в малый иноческий образ (в малую схиму)6.
желает иночества; и постригли его в рясу да в комилавку, и ходил де он
в том искусе 6 лет, а после того постригся в мантию и в парамант» (РИБ,
ІІ, 1875, стлб. 630–631, № 166).
В настоящее время на Афоне в одних монастырях послушников постригают сразу в великую схиму (это соответствует тому, о чем писал
А. А. Дмитриевский), в других — сначала в малую, а затем в великую схиму (это соответствует обычной русской практике), в третьих — сначала
в рясофор, а потом в великую схиму (см.: Хризостом Кацулиерис, 2002,
с. 112, 193). Обычай постригать сразу в великую схиму продолжает или
же восстанавливает традицию Феодора Студита (ср. ниже, § ІV–7).
6
В русских монастырях начиная с синодального периода рясофорных
принято называть иноками, отказывая им в наименовании монах. Словоупотребление это ограничивается монастырской традицией, представляя
собой явление, типологически сходное с профессиональным жаргоном. Вне
этой традиции слова инок и монах как в светской, так и в церковной литературе употребляются как синонимы; так же употребляются они и в настоящей работе.
Таким образом, в определенных условиях слова инок и монах могут
противопоставляться по своему значению — при том что в других контекстах они оказываются равнозначными. Это противопоставление основывается, по-видимому, на происхождении слова: слову греческого происхождения (монах) приписывается более высокий статус по сравнению
с соответствующим славянским словом (инок). Следует заметить вместе
с тем, что если монах представляет собой прямое заимствование из греческого μοναχός, то инок — это калька с того же греческого слова (Фасмер,
ІІ, с. 135); ср. также старосл. *ѥдинакъ ‘монах’, ѥдиначьнъ ‘монашеский’
(Сл. стсл. яз., IV, c. 968–969).
Уникальное противопоставление слов инок и чернец содержится в Послании Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь (1573 г.). Царь
упоминает здесь Василия Собакина, «иже не токмо не ведущ иноческого жития, но ни видяща яко есть чернец не токмо инок еже есть велико»
(Иван Грозный, 1951, с. 175). В этой фразе несомненно противопоставляются инок и чернец, но какое из этих понятий иерархически более значимо, по мысли Грозного, представляется неясным. Я. С. Лурье считает, что