Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
226

Экскурс II. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Обычай принимать монашество (малую схиму) во вдовстве был
распространен и среди мужчин, но он был актуален, главным образом, для духовных лиц (священников или дьяконов). В Московской
Руси с нач. XIV в. вдовым священникам и дьяконам было запрещено служить на приходах (Поучение митрополита Петра духовенству — РИБ, VI, № 17, стлб. 161; Стоглав, 2015, л. 217–219),
и им было естественно принять монашеский постриг и служить
в монастыре. Митрополит Фотий в послании во Псков 1420-х гг.
и митрополит Феодосий ок. 1465 г. даже настаивали на пострижении таких священников и дьяконов, считая его в принципе обязательным (РИБ, VI, № 51, стлб. 434–435; ПСРЛ, VI/2, 2001, стлб.
160). Этот запрет был отменен Собором 1667 г., но традиция принимать постриг во вдовстве продолжала сушествовать в духовенстве (об истории этого запрета см. вообще: Лавров, 1870–1871;
Голубинский, II/1, с. 116–117; Белякова, 2004, с. 350–351).
2. Помимо добровольных пострижений князей и княгинь были
и пострижения насильственные: как и в Византии, принудительное пострижение было средством устранения соперника в политической борьбе. Первый известный нам случай насильственного
пострижения имел место в сер. XI в. Так, в 1059 г. был пострижен
князь Судислав Владимирович († 1063 г.), сын Владимира Святого. В 1036 г. он был посажен в поруб своим братом Ярославом:
всади Ꙗрославъ Судислава в порупъ, брата своѥго, Плесковѣ, клеветанъ к нему (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 151).
Просидев в заключении 24 года, он был освобожден своими
племянниками, детьми Ярослава Мудрого, князьями Изяславом,
Святославом и Всеволодом Ярославичами, после чего Судислав
был приведен к кресту (т. е., видимо, принес присягу) и пострижен (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 162)8. Едва ли можно сомневаться
8
Судислав (иноческое имя его неизвестно) был погребен в церкви св.
Георгия в киевском Георгиевском монастыре (ПСРЛ, І/1, 1926, стлб. 163);