Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
46

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

монастырь старецъ Стефанъ Бекбулатовъ и съ нимъ соловецкие слушки пріѣдутъ; и вы бъ старца Стефана у тѣхъ
соловецкихъ взяли, и устроили его въ Кириловѣ монастырѣ
(Досифей Немчинов, І, с. 113–114; Лилеев, 1891, с. 123).
Вместе с тем на гробнице Симеона Бекбулатовича в московском Симоновом монастыре было написано:
Лѣта 7124 году, генваря въ 5 день, на память святыхъ мученикъ Ѳеопемта и Ѳеоны, преставися рабъ Божїй царь
Симеонъ Бекбулатовичь, во иноцехъ схимникъ Стефанъ
(ДРВ, XIX, с. 385; Максимович, IV, c. 240; ср.: Лилеев,
1891, с. 124).
Из этого со всей очевидностью следует, что он умер схимником, сохранив в великой схиме свое иноческое имя.
Не поменял имени в великой схиме и Иринарх Ростовский
(в миру Илья, † 1616 г.). В 1578 г. он постригся в монашество
с именем Иринарх. Перед смертью он принял великую схиму;
в житии его упоминается о преставлении и погребении «старца
инока схимника Илинарха» (Лобакова, 2006, с. 508).
2. Особенно распространенным на Руси был обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины (см. подробнее: Экскурс І). Этот обычай, первоначально, по-видимому, принятый в монастырях, с ХІІ в. получает распространение среди
мирян, причем у мирян пострижение в великую схиму предполагало предварительное пострижение в схиму малую. Насколько мы знаем, и м я п р и э т о м м е н я л о с ь т о л ь к о о д и н
р а з — п р и п о с т р и ж е н и и в м а л у ю с х и м у. Об этом
красноречиво говорится в житии князя Михаила Александровича Тверского († 1399 г.):
Преподобныи же епископъ Арсении, со слезами благодаря
Господа Бога, постриже и́ и облече и́ въ святыи аггелскыи