Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
5. Прозвища монахов

173

Похоже, что печать, о которой идет речь, принадлежала
не ростовскому епископу, известному под именем Леона, а кому-то другому. Остается догадываться в таком случае, что означает слово ρωστ в надписи на печати, которое В. Л. Янин интерпретирует как ρωστ[οβου].
В любом случае, если считать, что Леон, епископ Ростовский,
упоминаемый в летописи, был монахом (как уже упоминалось,
не все епископы были монахами в это время, см. § IV–8)40, необходимо признать, что Леон, как и Клим, — грецизированная
форма иноческого имени.
5. Так же, как и светские люди (миряне), монахи в Древней Руси могли иметь индивидуальные прозвища, ср., например, запись писца священноинока Евстрата по прозвищу Лобан в Торжественнике 1596 г. из Глушицкого Сосновецкого
монастыря:
Лѣт[а] 7104 [= 1596 г.] написал сїю книгу соборник сирѣчь трьжественик чюдотворцем Дїѡнис[и]ю
и АнѲилох[и]ю чернець Еꙋстрат поп по реклом Лобан
(РГБ, ф. 299, № 235, л. 896 об.)41.
Сходным образом писец Маргарита Иоанна Златоуста
1530 г. из Ферапонтова монастыря называет себя:
Мнѡгогрѣшныи чернец Іонишко, пореклом Тофа (РГБ, ф.
256, № 195, л. 1; Востоков, 1842, с. 245).
В Волоколамском патерике описываются аскетические подвиги инока, который именуется таким образом:
По Татищеву, Леон был поставлен из игуменов суздальского Владычнего монастыря (Татищев, ІІІ, с. 61, 96).
41
Пример любезно сообщен Д. Г. Полонским. Дионисий и Амфилохий — Дионисий Глушицкий (в миру Дмитрий, † 1437 г.) и его ученик Амфилохий Глушицкий († 1452 г.).
40