Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
ІV. Изменение имени при пострижении
в великую схиму

1. Если в настоящее время в Русской православной церкви,
как правило, меняется имя при принятии великой схимы, то
в Древней Руси ситуация была прямо противоположной — как
правило, в этом случае имя не менялось.
В Московской Руси последовательная перемена имени в великой схиме начинается после реформ патриарха Никона, что,
надо думать, непосредственно связано с их грекофильским характером. Уже во второй пол. XVII в. это становится более или
менее обычным явлением, особенно в высшей иерархии. Так,
казанский митрополит Лаврентий скончался в схиме в 1672 г.
с именем Левкий (ДРВ, VI, c. 490; Чередеев, 1859, с. 83; ср.:
Строев, 1877, стлб. 288); Иоасаф, архиепископ Тверской, скончался в схиме в 1673 г. с именем Иосиф (Чередеев, 1859, с. 89;
Строев, 1877, стлб. 443; Гадалова, 2011, с. 189); Александр,
епископ Вятский, скончался в схиме в 1678 г. с именем Андрей
(Бубнов и Власов, 1988, с. 379); Филарет, архиепископ Смоленский, скончался в схиме в 1681 г. с именем Феодорит (Здравомыслов, 1901, с. 107); Симеон, архиепископ Тверской, скончался в схиме в 1682 г. с именем Симон (Чередеев, 1859, с. 91;
Строев, 1877, стлб. 443; Гадалова, 2011, с. 189), Филарет, митрополит Нижегородский, скончался в схиме в 1694 г. с именем
Феодосий (Филарет..., 1901, с. 107); Митрофан (в миру Михаил), епископ Воронежский, скончался в схиме в 1703 г. с именем