Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
112

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

Дионисий было выбрано по созвучию с крестильным Дмитрий.
Таким образом, одному брату, которому было предуготовлено
княжение, было дано династическое имя Дмитрий, тогда как
другой, чьи династические перспективы не были определены, получил то же имя, однако не как династическое, но как крестильное.
Мы не знаем, как объяснить эту любопытную ситуацию.
С чем мы имеем дело? С ситуацией антропонимической конкуренции в семье (когда крестильное имя Дмитрий было противопоставлено династическому, и младший из его обладателей
как бы заранее исключался из династического ряда), или же имя
младшего сына удачным образом совмещало в себе функции крестильного и династического?
2. Интересующая нас традиция монашеского наименования — когда имя монаху дается по созвучию с мирским (крестильным) — несомненно, греческого происхождения20. Уже
в Византии был обычай давать иноческие имена на ту же букву,
на которую начинается мирское имя, хотя, как и на Руси, обычай
этот не всегда соблюдался (см.: Каждан, 1991, с. 1436). Примеры такого наименования отчасти нам уже знакомы (ср. выше,
§ IV–4). Так, патриарх Афанасий І (ок. 1235–1315) был крещен Алексеем, в монашестве стал Акакием, а в великой схиме
принимает имя Афанасий; сходным образом император Андроник ІІ Палеолог (1259–1332) при отречении (в 1328 г.) стал
монахом с именем Антоний. Афанасий Афонский (930–980),
основатель Великой афонской лавры, был крещен Авраамием
и при монашеском постриге получил имя Афанасий. Афанасий
Метеорский (1305–1383), основатель монастыря Великий Метеор, получил в крещении имя Андроник, принял монашество
с именем Антоний, после чего в великой схиме стал Афанасием. Патриарх Афанасий ІІІ Пателар (1560–1654) в крещении
20
Это отмечал, между прочим, В. К. Тредиаковский в «Разговоре
об ортографии» 1748 г. (Тредиаковский, ІІІ, с. 27, примеч.).