Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Насильственный постриг как средство расторжения брака

237

3. Насильственный постриг мог служить средством расторжения брака. Вернемся к рассмотренному выше эпизоду, когда
галицкий князь Роман постриг своего тестя Рюрика Ростиславича, его жену Анну и свою собственную жену Предславу, дочь
Рюрика и Анны (см. § 2 настоящего Экскурса). Принуждая постричься свою жену, Предславу Рюриковну, князь Роман решал тем самым свои матримониальные проблемы — к тому времени у него уже была другая жена (в летописи она именуется
княгиней — ПСРЛ, II, 1908, стлб. 718, 720–721), от которой Роман имел детей. Таким образом, принуждая Предславу
к пострижению, Роман фактически расторгал свой брак с ней
(ср.: Литвина и Ф. Успенский, 2012). Из летописи следует, что
план насильственного пострижения своей жены возник у Романа еще в 1196 г., т. е. за 9 лет до того, как ему удалось воплотить свой замысел:
Романко поча пущати дчерь Рюрикову хотѧшеть ю постричи (ПСРЛ, I/2, 1927, стлб. 412–413).
История Романа и Рюрика — исключительный случай в домонгольской Руси; его следует отличать от более обычной ситуации, когда князь отпускает жену, желающую принять постриг.
Так в 1206 г. поступил Всеволод Большое Гнездо с Марией
Шварновной (см. о ней § V–1) и так же поступил в 1228 г. их
сын, Святослав Всеволодич, со своей женой, имени которой мы
не знаем (ПСРЛ, I/2, 1927, стлб. 450)19.
В 1525 г. великий князь Василий III заставил постричься
свою бездетную жену, Соломонию Сабурову, и заточил ее в Суздальский Покровский монастырь. Соломония была пострижена
с именем Софья:

19
Известны случаи, когда князь сам принимает постриг при живой
жене, после чего княгиня следует его примеру. Так в 1197 г. поступил Давыд Ростиславич Смоленский (ПСРЛ, II, 1908, стлб. 704­–706).