Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
І. Общие предпосылки
1. Хорошо известно, что монахи в православной церкви отказываются от своего имени и получают новое имя: мирское
имя (полученное при крещении) меняется на иноческое. Это
древний обычай, о котором упоминает уже св. Василий Великий (ок. 330–379). Посылая к матери сына инока с письмом
и называя его Дионисием, св. Василий прибавляет, что это
прежний Диомид (Феофан Говоров, 1892, с. 300; из устава св.
Василия Великого о приеме в обитель).
Настоящая работа призвана ответить на вопросы: когда и как
у инока менялось имя? на какой стадии духовного совершенствования это происходило? насколько обязательной была перемена
имени? каким образом осуществлялся выбор имени? могло ли имя
монаха последовательно меняться несколько раз? Мы попытаемся ответить на эти и попутные вопросы, имея в виду главным образом р у с с к и й материал. В поле нашего рассмотрения входит как Древняя Русь, так и новое время; граница между ними
определяется реформами патриарха Никона и его последователей во второй пол. XVII в.
Предварительно необходимо напомнить некоторые общие
положения.
2. В православной церкви различаются три разновидности монахов: новоначальные, или р я с о ф о р н ы е, монахи (они