Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
От авторов

К

нига, предлагаемая вниманию читателя, представляет собой
первый опыт целостного описания русской традиции монашеского имянаречения. До сих пор эта тема становилась предметом
рассмотрения лишь в немногих отдельных статьях или же затрагивалась попутно в трудах, посвященных иной проблематике (в частности, при решении сугубо прикладных задач, таких, как идентификация того или иного исторического лица, атрибуция текста
и т. п.). Не лучше, а может быть даже и хуже, обстоит дело с изучением монашеских имен на католическом Западе — нам не удалось
обнаружить сколько-нибудь исчерпывающих работ в этой области.
Совершенно очевидно, между тем, что вопросы наименования и перемены имени, актуальные для любой культурной традиции, именно в монашеской среде становятся предметом специального осмысления. При этом выбор имени на той или другой
стадии монашеского посвящения воспринимается, с одной стороны, как метафизическое обновление личности, своего рода перерождение, с другой же стороны, — как средство соотнесения
этой личности с определенным сакральным образцом. Монах, меняющий имя, становится новым человеком (не случайно иноческий постриг настойчиво ассоциируется с крещением) и в то же
время все его сущностные изменения протекают в рамках, заданных общей концепцией святости. Иноческое имя в принципе
мыслится как провиденциально детерминированное, как проявление Божьего промысла.