Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
6. Монашеские литературные псевдонимы

179

благословения у игумена Лаврентия [игумен Корнилиева
монастыря в 1537–1548 гг.]. По прошению преподобнаго
и по наказанию Корьнилиеву (яже повеле учениковъ своихъ отпущати в пустыню, которые ученицы преподобнаго
вожделеютъ пустыни) великии игуменъ Лаврентии благословляетъ же о Христе брата своего Андреана с послушникомъ его старцем Леонидомъ; благословляются и прощаются у гроба отца своего преподобнаго Корнилия. И целовал
чюдотворныи гробъ отца своего и учителя преподобнаго
Корнилия. Отиде ото обители Корнилиевы дияконъ Андреанъ с послушьникомъ своимъ и черноризцемъ въ пределы
Пошехонския лета 7048 сентября в 13 день [в канун Воздвижения 1540 г.]. В техъ странахъ вселися преподобныи
промежа веси Белые, и Патроболские, и Шелшедамские,
и Веретейские, и Кештомские, и Ухорские на дикий лесъ.
И оттоле старецъ Бестужъ имъ невидимъ бысть. Преподобныи же отецъ Андреанъ и Леонидъ удивистася о семъ
и прославиша Бога, глаголюще: «Откуду намъ сеи преподобныи старецъ настави насъ на великий сей лесъ непроходимыя пустыни, или Богъ посла аггела своего, указа намъ
путь сей истинный въ духовныи свой праздникъ Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня? Воспоемъ песнь Богу со слезами, возсылающе катавасию всю
и прочее правило церковное» (РГБ, ф. 310, № 273; цит.
по: Кузьмина, в печати).
6. Говоря о нецерковных формах иноческих имен, необходимо упомянуть о литературных псевдонимах44. Это явление
О литературных псевдонимах в Древней Руси писал М. И. Сухомлинов, однако он рассматривал их под весьма специальным углом зрения. Исследователя интересовали примеры использования древнерусскими книжниками имен авторитетных святых, таких, как Иоанн Златоуст, Кирилл
Философ и др. (Сухомлинов, 1908). Трудно согласиться, что в рассматриваемых случаях имело место сознательное употребление чужого имени, —
книжники не приписывали сочинениям имя того или иного отца церкви,
44