Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
18

І. Общие предпосылки

по крайней мере с ХІІ в. (см.: Б. Успенский, 2016, с. 78). Есть
основания полагать, что оно практиковалось на Руси до принятия Студийского устава (он был принят между 1062 и 1074 гг.);
мы не знаем, сопровождалось ли оно изменением имени (Там же,
с. 91–100).
4. В настоящее время перемена имени у монаха непосредственно связана с обрядом пострижения. Так, по-видимому, обстояло дело не всегда.
Согласно Феодору Вальсамону, известному византийскому канонисту (ок. 1040 — ок. 1195), изменение имени могло иметь место при вступлении в монастырь у новоначальных,
или рясофорных, монахов (ῥασοφόροι), когда на них возлагалась
ряса11. Как указывает Вальсамон (в толковании на 5-е правило
Двукратного Константинопольского собора 861 г.), облачение
в рясу могло происходить в храме при провозглашении Трисвятого12, причем имя вступающего в монастырь менялось на монашеское:
Τινῶν... εἰσελθόντων εἰς μοναστήρια, καὶ ῥασοφορησάντων,
ἴσως καὶ μετὰ τρισαγίου ἐν ναῷ, καὶ μετονομασθέντων, καὶ
ἁπλως κατὰ μοναχοὺς ἀναστρεφομένων ἐντός τε καὶ ἐκτὸς τῆς
μονῆς πρὸ... τοῦ τελειωθῆναι διὰ τῆς μοναδικῆς ἀποκάρσεως
Вальсамон, насколько известно, впервые называет новоначальных
монахов «рясофорными» (ῥασοφόροι), ранее они именовались «начальными» (ἀρχάριοι) (см.: Пальмов, 1914, с. 308). В названии чинопоследования это слово известно с XIV в. (см.: Ваврик, 1968, с. 238, примеч. 47),
а именно, в уставе Святогробской патриаршей библиотеки в Иерусалиме
(собр. иерусалимского Крестного монастыря, № 52, л. 299 об. — Дмитриевский, ІІІ, с. 191).
12
О том, что может означать в этом контексте упоминание Трисвятого, см.: А. Н. Павлов, 1897, с. 209 (примеч. 1); Пальмов, 1914, с. 309–
310; Ваврик, 1968, с. 236–239 (начало особой службы, когда совершается
облачение в рясу, или же часть литургии, во время которой это происходит).
11