Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Казус Кирилла Белозерского

33

3. Отдельно следует рассмотреть единственный древнерусский пример, который мог бы трактоваться как изменение имени
в рясофоре. Речь идет о посвящении в монахи Кирилла Белозерского († 1427 г.).
В житии Кирилла, написанном Пахомием Логофетом, рассказывается, как святой — в то время отрок Кузьма — служил
в Москве у окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова. Он
давно хотел принять постриг, но его патрон не позволял ему это
сделать. В Москву пришел игумен Стефан Махрищский, и Кузьма попросил постричь его в монахи. Зная о противодействии
планам Кузьмы со стороны Тимофея Вельминова, Стефан не решился это сделать прямо, но придумал следующее — он облачил
Кузьму как инока, не совершив полного обряда посвящения в монахи (без пострижения волос), и переменил при этом имя Кузьма на Кирилл. После этого он явился к окольничему, и когда тот
попросил у него благословения, он не благословил его сам, а передал благословение от его (окольничего) богомольца, Кирилла.
На вопрос Вельяминова, кто такой Кирилл, тот отвечал — Кузьма, бывший слуга, который ныне решил стать иноком. Вельяминов разгневался и начал браниться, после чего Стефан удалился
из его дома. Жена Вельяминова стала укорять мужа, что он таким образом оскорбил игумена. Тот раскаялся, вернул Стефана,
и оба друг у друга попросили прощения. В конце концов окольничий отпустил Кузьму, разрешив тому поступать, как он хочет.
Затем Феодор Симоновский, архимандрит Симонова монастыря,
принял Кузьму (Кирилла) к себе в монастырь и постриг его в монахи, дав ему то же самое имя — Кирилл.
...[Стефан] помышляше, како и коим образом възложити
на нь [на Кузьму] иночьский святый образ и сътворити его
инока. «Аще, — рече, — възвѣстим вышереченному Тимофѣю, но не попустит сему быти. Аще ли пакы и молим
(см.: Одинцов, 1995). Пострижение в рясофор с переменой имени особенно
распространено сейчас в женских монастырях.