7. Монашеские инаугурационные имена
183
26–27). Псевдоним Серапиона Машкина — это типичная имитация редкого (нестандартного) иноческого имени: как мы упоминали, монахи могут получать имена ветхозаветных персонажей, которые не даются при крещении (см. выше, § Х–1)51.
7. Остается сказать об и н а у г у р а ц и о н н ы х формах иноческих имен. Речь идет об именах, получаемых, так сказать, «ex
officio» — при посвящении в новый, высший сан. При этом рукополагаемому иноку может даваться новое имя (нередко начинавшееся на ту же букву, что и имя иноческое). Переименование
такого рода не является общим правилом, и такие случаи всегда
индивидуальны.
Так, в Древней Руси была возможна перемена имен при
епископской хиротонии: чернец Самсон был назван при поставлении Симеоном (1416 г.), чернец Емелиан — Евфимием
(1424 г.); в обоих случаях новое имя дает митрополит Фотий,
который совершает поставление. Ср.:
Того же лѣта [1415 г.] новгородци, сдумавъ на Ярославлѣ
дворѣ и ставъ вѣцѣмъ у святѣи Софѣи, и положиша три
жеребьи на престолѣ, во имена написавъ: Самсона чернца от святого Спаса с Хутина, Михаила игумена от святого Михаила с Сковороткѣ, Лва игумена святѣи Богородици с Колмова; и по отпѣтьи святыя службы Василии
протопопъ старыи пръвое вынесе на вѣцѣ Лвовъ жеребеи,
по сем Михаиловъ, а на престолѣ остася Самсоновъ. И посадникъ Оньдрѣи Иванович и тысячкыи Олександръ Игнатьевич с новгородци възведоша Самсона честно в дом
святѣи Софѣи на сѣни...
В лѣто 6924 [= 1415 г.]... в недѣлю 2-ю поста, [Марта въ]
15... Фотѣй митрополит постави Самсона диакономъ, а в
51
Демон Zabulon являлся люденским одержимым монахиням-урсулинкам, которые обвинили в чародействе аббата Урбана Грандье в 1630-е
гг. См. о люденском процессе: Рапли, 1998.