Экскурс I.
Предсмертный постриг в Древней Руси
1. На Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Этот обычай
существовал в монастырях, и он становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130–1156), хорошо ли
ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:
И ѥще бе–скымы ѥсмь, помышлѧлъ ѥсмь въ себѣ: но ли къ
старости, тоже сѧ постригоу, но ли боудоу лоучий тъгда;
но хоудъ ѥсмь и боленъ; архиепископ отвечает ему: «добро
ѥси помыслилъ, ѥже ѥси реклъ: къ старости пострищисѧ
въ скимоу» (РИБ, VI, № 2, стлб. 25, вопрос 6).
Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик,
не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:
И се... чернець нѣколи покаꙗлъсѧ оу мене. — Аже боудеть, рече, въборзѣхъ, пострищи и́ въ скымоу, а ци негодно
постригати бе–скымы боудоучи? — Аже ми ты повелишь,
то бы добро! (РИБ, VI, № 2, стлб. 25–26, вопрос 8)1.
1
Ср. в ответах митрополита Киприана игумену Афанасию (1390–
1405 гг.): «Не скимнику въ скиму стричи не годится, кромѣ аще нужда