Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
30

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

имя в принципе может последовательно меняться три раза. Так,
например, схиепископ Петр, в миру Потапий Федорович Ладыгин (1866–1957), получил в крещении имя Потапий, в рясофоре — Пигасий (1896 г.), в малой схиме — Питирим (1898 г.),
в великой схиме — Петр (1927 г.); Кукша Одесский, в миру
Косма Кириллович Величко (1875–1964), получил в крещении имя Косма, в рясофоре — Константин (кон. ХІХ в.), в малой схиме — Ксенофонт (1904 г.), в великой схиме — Кукша
(1931 г.).
Обычай менять имя в рясофоре — это новое явление, которое
отражает относительно позднюю греческую практику (см. ниже,
§ ІІІ–3). До XVI–XVII вв. имя обычно менялось при пострижении в малую схиму (о некоторых исключениях мы скажем ниже,
см. § V–6) — и более не менялось3.
2. Приведем несколько примеров иноческого имени рясофорных монахов.
Иеромонах Леонтий, в миру Лука Степанович Зеленский
или Яценко (1729–1807), настоятель русской посольской церкви в Константинополе (1766–1799), был пострижен в рясофорные монахи с именем Леонид, а затем в малую схиму с именем Леонтий; под духовным завещанием он подписался тремя
именами:
Светское — Лука Степанович, рясофорное — Леонид,
мантийное — Леонтий (А. П. Попов, 1911, с. 14–15).
Епископ Белгородский Иоасаф, в миру Иоаким Андреевич
Горленко (1705–1757), в 1725 г. был пострижен в рясофор
с именем Иларион, в 1727 г. — в малую схиму с именем Иоасаф.
Пострижение в рясофор, возможно, имело место в Киево-Печерском
монастыре при Антонии Печерском — до принятия Студийского устава,
что случилось между 1062 и 1074 г., скорее всего в 1069 г. (см.: Б. Успенский, 2016, с. 83), — но мы не знаем, менялось ли при этом имя.
3