Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
36

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

Духу Святому, еже и бысть. Повелѣваетъ ему от слез престати и возлагает на него просто и несвершено иноческая
одѣяния. И нарече имя ему Кирилъ. И предаде его архимандриту Феодору Симонова монастыря. И той по обычаю
постригаеть его, и то же именование нарече ему Кирилъ
(РГБ, ф. 304.І, № 679, л. 319–320; см.: Клыгин, 2000).
Действия Стефана, с одной стороны, имеют условный характер, а с другой стороны, могут рассматриваться как предуготовление к подлинному пострижению в монахи. В это время
существовал «Чин облачения в рясу» (то, что позднее именуется на Руси рясофором), который не предусматривал, насколько
мы знаем, изменения имени, но предполагал довольно длительный испытательный срок; облачение в рясу сопровождалось при
этом пострижением волос. Совершенно очевидно при этом, что
Стефан не намеревался постричь Кузьму в рясофор; напротив,
он хотел, чтобы над Кузьмой был совершен полный монашеский
постриг, но не мог этого осуществить в сложившихся обстоятельствах. В этой экстраординарой ситуации перемена имени
не свидетельствует о существовании подобной практики при облачении в рясу (в рясофоре), а напрямую вытекает из замысла
Стефана. Иначе говоря, Стефан не опирается в своих действиях на существовавшую в то время практику облачения в рясу (в
рясофор), и, соответственно, Кузьма в результате этих действий
не становится новоначальным (рясофорным) монахом.
Таким образом, обряд, совершенный Стефаном, выглядит как
контаминация элементов обряда облачения в рясу (в рясофор)
и обряда пострижения в малую схиму. Перемена имена восходит
к обряду пострижения в малую схиму, облачение же в иноческое
одеяние — к предуготовительному обряду иноческого посвящения (рясофору). Кузьма же на этом этапе, по-видимому, не становится ни тем, ни другим.
4. Что касается греческой традиции, то мы знаем, что изменение имени у рясофорных монахов было во всяком случае уже