Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
VІІ. Кто выбирал имя при пострижении:
процедура выбора

1. Как мы видели, митрополит Киприан в ответах игумену
Афанасию (1390–1405) говорит, что выбор иноческого имени
зависит всецело от воли игумена (очевидно, имеется в виду игумен, совершающий постриг) — «якоже игумен въсхощеть и повелить» (РИБ, VI, № 32, стлб. 262; см. выше, § VI–1). Такова, действительно, устойчивая традиция. Митрополит Евлогий
(в миру Василий Семенович Георгиевский, 1868–1946), например, вспоминал о своем постриге:
Мне хотелось носить имя Тихон, и я попросил эконома сказать об этом Преосвященному Иринею (сказать сам я боялся). — «Ну и подвели же вы меня, — пояснял мне потом о.
эконом. — Изругал меня владыка: “Не в свое дело лезешь!
Монашество второе крещение, — ребенка разве об имени
спрашивают?”» (Евлогий Георгиевский, 1947, с. 62).
Свое новое имя Евлогий узнал только во время обряда пострижения, когда было произнесено: «Брат наш Евлогий постригает власы главы своея» (Там же, с. 63). Далее в воспоминаниях читаем:
После пострига я спросил епископа Иринея, почему мне
дано имя Евлогий, и от него узнал, что на этом имени он