Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
158

Х. Иноческие имена в быту

форма самонаименования должны были показать его матери,
что ей пишет инок18.
На то, что суффикс -ище (при обозначении людей) воспринимался как одно из специальных средств, употребительных
в церковной сфере, указывает то обстоятельство, что в былинах
этот суффикс часто употребляется при обозначении духовных
лиц и вне ситуации обращения: «стоит... старец пилигримище»,
«идет старчище Игнатьище», «пошол старцище, пошол Ондронище», «старчище Елизарище», «старичищо... Угрюмищо» и т. п.
(Фасмер, 1909, с. 46–48).
4. Специального рассмотрения заслуживает наименование Климента Смолятича, митрополита Киевского († после
1164 г.?)19. В 1147 г. южнорусские епископы по настоянию киевского великого князя Изяслава Мстиславича ставят в митрополиты Климента Смолятича, схимника из Заруба (очевидно,
из Зарубского (Трехтемировского) монастыря, расположенного
в Киевском княжестве). Суздальская летопись называет его «калугером русином» (ПСРЛ, І/2, 1927, стлб. 315), тогда как Киевская летопись говорит о нем:
бѣ бо черноризечь скимникъ и быс[ть] книжникъ и философь, такъ ꙗкоже в Роускои земли не бѧшеть (ПСРЛ, ІІ,
1908, стлб. 340).
Поставление Климента без санкции константинопольского
патриарха не было поддержано всеми епископами и фактически вызвало разделение Киевской митрополии20: в дальнейшем
18

???).

Мы цитируем это письмо в более полном виде в Экскурсе І (примеч.

Как мы уже упоминали, Смолятич — видимо, отчество (от Смолята). См. выше, § Х–1.
20
Климента Смолятича предполагалось поставить на основании 4-го
правила І Никейского (І Вселенского) собора 325 г., согласно которому
новый епископ избирается всеми епископами области (Правила вселен.
19