Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Х. Иноческие имена в быту
Как именовались монахи в быту, вне религиозного контекста? Всегда ли употреблялось иноческое имя и что могло означать наименование монаха мирским — или вообще каким-то
иным, немонашеским — именем? Как сочеталось иноческое имя
с другими именами? Возможно ли было образование от него производных форм? Мы остановимся на этих и некоторых других
моментах.
Начнем с сочетаемости.
1. В настоящее время иноческое имя не сочетается с отчеством. Ранее это было возможно, а в Московской Руси даже
и принято: таким образом именовались лица знатного происхождения.
Так, патриарха Филарета (в миру Федор Никитич Романов,
ок. 1554–1633) именовали Филаретом Никитичем: так, например, обращаются к нему в своих письмах его сын, царь Михаил Федорович и бывшая жена инокиня Марфа (в миру Ксения Ивановна Шестова / Романова, † 1631 г.) (Буслаев, 1861,
с. 1039–1046). Последняя, в свою очередь, регулярно называется «великою государынею старицею инокой Марфой Ивановной», см., например, Утвержденную грамоту 1612 г. (Белокуров, 1906, с. 47, 50–55) и другие источники. Дочь князя Ивана
Федоровича Мстиславского, которую хотели выдать замуж