Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Женские иноческие имена, образованные от мужских

141

3. К числу специфически иноческих имен относятся женские имена, образованные от мужских. Монахини при пострижении могут получать имя мужского святого, морфологически
оформленное по женскому роду, такие как Филарета, Аркадия,
Сергия, Николая, Михаила и т. п. (см.: Б. Успенский, 1969,
с. 212–213). В церковной литературе указывается, что «монахини получают нередко мужское имя» (К вопросу об именах...,
1897, с. 418–419), ср.: «давать мирянкам женские монашеские
имена, производимые от мужских, не следует. Такие имена даются при пострижении в иночество женщин (причем эти инокини и день своего ангела чествуют в память того святого, измененное имя которого ими носится)» (Булгаков, 1913, с. 960,
примеч. 4)19. В рассказе Н. С. Лескова «Котин доилец и Платонида» фигурирует старица Иоиль (Лесков, І, с. 261); в данном
случае инокиня носит мужское имя, не оформленное по женскому роду. Игуменья Арсения (в миру Анна Гавриловна Добронравова, 1879–1939) приняла великую схиму с именем Фома
(Дамаскин Орловский, 2001, с. 446)20.
И. Ф. Тимковский (1773–1853) вспоминал о украинском
женском монастыре, который он видел в детстве:
Монахини его имеют то отличие, что носят высокие мужские клобуки. Причина неизвестна мне; но нет ли какой
происхождения (см.: Образцов, 1865; Яхонтов, 1883). В петровское время
был Дамаскин — игумен переяславского Михайловского монастыря (см.:
Верховской, ІІ, с. 22). Таково впоследствии было иноческое имя известного епископа Дамаскина (в миру Дмитрий Ефимович Семенов-Руднев,
1737–1795).
19
В 1979 г. Алексий, митрополит Таллинский (будущий патриарх
Алексий ІІ) постриг послушниц Пюхтицкого монастыря с наречением им
имен: Филарета (в честь Филарета Милостивого) и Питирима (в честь
Питирима Тамбовского) (Из жизни епархий, 1979, с. 39).
20
В житии грузинского святого Григола Хандзтели (IX в.) упоминается отшельница Анатолэ, «которую назвали Антониос» (Гиорги Мерчулэ,
2008, с. 122, гл. XXXIX). Судя по всему, Антониос — монашеское имя
отшельницы (с греческим окончанием мужского рода).