Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
V. Сохранение мирского имени
при монашеском постриге

1. Перемена имени при пострижении в монахи представляет собой обычное и широко распространенное явление. Вместе
с тем мы знаем случаи, когда у монаха сохраняется прежнее,
мирское (крестильное) имя. Такого рода случаи известны как
в Древней Руси, так и в новое время (после реформ патриаха
Никона и его последователей), причем в новое время появляется
особая мотивиация сохранения имени.
Начнем с древнерусских примеров.
Так, Феодосий Печерский († 1074 г.), согласно его житию
(написанному Нестором), был крещен именно Феодосием, и при
постриге его имя, насколько можно понять, не изменилось. Мы
читаем в житии:
Родиста же бл[а]женаго дѣтища сего, таче въ осмыи д[ь]
нь, принесоста и́ къ св[ꙗ]т[ител]ю Б[о]жию [т. е. к священнику], ꙗко же обычай ѥсть крьстиꙗномъ, да имꙗ дѣтищу нарекоуть. Прозвутеръ же, видѣвъ дѣт[и]ща и с[ь]
рьдьчьныма очима прозьря, ѥже о немь, ꙗко хощеть измлада Богоу дати сѧ, Ѳеѡдосиѥмь того нарицають [Θεοδόσιος
от Θεός ‘Бог’ и δίδωμι ‘даю’]. Таче же, яко и минуша 40
д[ь]ний дѣтищю, крьщениѥмь того ос[вꙗ]тиша (Усп. сб.,
л. 27а–27б).