Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
Экскурс ІIІ.
Историографические мифы:
мнимые схимнические имена
Исходя из современной практики изменения имени в великой
схиме, историки нередко приписывают тому или иному монаху
второе иноческое имя. На этом основании могут отождествляться люди, носящие разные имена.
Так, согласно летописным данным, Олег Иванович Рязанский был назван в крещении Иаковом, а при постриге получил
имя Иоаким:
...преставися князь велики Олегъ Ивановичь Рязанскій
во иноцехъ и во схимѣ, нареченный во святѣмъ крещеніи
Иаков, а во мнишескомъ чину Іакимъ (ПСРЛ, XI, 1897,
c. 188; ср.: ПСРЛ, VIII, 1859, с. 75; XVIII, 1913, 150).
Вместе с тем встречается утверждение, что у Олега было другое иноческое имя — Иона. Это утверждение восходит к публикации жалованной грамоты некоего старца Ионы Переслава рязанскому епископу Феогносту 1390 г. Иона Переслав передает
владыке свою отчину — «присный» или «пришный» остров (Воздвиженский, 1820, с. 50 № 5; АСЭИ, III, с. 347, № 318). Публикаторы отождествляют старца Иону с князем Олегом Рязанским,
полагая, что Иона — это еще одно его иноческое имя. На чем
может основываться такое отождествление? Возможно, «Иона
Переслав» трактуется как «Иона Переславль» (ср. Переславль