Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

2017

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
56

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

Характерным образом в старославянском Синайском евхологии ХІ в. чин пострижения в великую схиму («Чин слоуженью
великоумоу ѡбразоу» — Син. евх., л. 82–101 об.) выступает как
единственный чин монашеского посвящения, изложенный в полном виде (как последовательность не только молитв, но и обрядовых действий; другие чины отразились здесь в виде отдельных
молитв), что отражает, возможно, студийскую практику. Такого
рода рукопись и могла использоваться при пострижениях Феодосия, Варлаама и Ефрема.
5. Мы знаем, что, несмотря на учение Феодора Студита,
у греков распространяется двойное пострижение — сначала
в малую, потом в великую схиму. В ХІ в. оно было, возможно,
даже и в самом Студийском монастыре, насколько можно судить
о нем по уставу патриарха Алексия (1025–1043), бывшего игумена Студийского монастыря (ср.: Голубинский, І/2, с. 671; Лисицын, 1911, с. 171–172; Б. Успенский, 2016, с. 84–85)11. Затем чин малой схимы — в условиях разделения великой и малой
схимы — начинает испытывать влияние со стороны последования великой схимы, разработанной Феодором Студитом и его
учениками. Тогда-то, по-видимому, и появляется обычай менять
имя как в малой, так и в великой схиме.
Приведем примеры изменения м о н а ш е с к о г о имени в великой схиме в Византии. Так, дважды поменял имя Афанасий І
(ок. 1235–1315), патриарх Константинопольский (1289–1293,
1303–1309): его крестильным именем было Алексий, в монашестве он стал Акакий, в великой схиме — Афанасий (Пападопуло-Керамевс, 1905, с. 3, 4, 10; ср.: Афон. патерик, ІІ,
Устав патриарха Алексия был создан для основанного им в Константинополе Успенского монастыря и продолжает, можно думать, студийскую традицию. См. здесь различение «великих» и «малых» схимников
(великыи скимьникъ, великыи образъ — малыи скимьникъ, малоскимьныи, малоскимьникъ, образъ): ГИМ, Син. 330, л. 214–215 об., 224, 232,
232 об., 240, 265 об., 266 об., 273 об., 277 об., 278; Пентковский, 2001,
с. 379, 384, 389, 393, 411, 416, 418, 419.
11